«Гладиатор» – один из лучших фильмов последних десятилетий, качество которого подкреплено высочайшими оценками критиков и зрителей, а так же пятью статуэтками «Оскара». Даже сегодня этот фильм смотрится феноменально, и при просмотре легко поймать себя на мысли, что этот фильм ну просто не мог быть снят в 2000 году – настолько красиво он выглядит.
«Гладиатор» интересен не только сам по себе, но и своими закулисными историями. В этом материале предлагаю разобрать несколько из них.
Приятного чтения!
Ридли Скотт пытался максимально отойти от штампов и клише
Когда Ридли Скотт впервые подписал контракт, его главным намерением было максимально отойти от всех штампов и клише, присущих фильмам подобного жанра. Например, от персонажей, которые вальяжно сидят с кубком в одной руке и гроздью винограда в другой.
Скотт не хотел показывать на большом экране ещё одно изображение Древнего Рима с десятком стереотипов – он хотел создать максимально более точное изображение той эпохи. Несмотря на то, что в «Гладиаторе» много вольностей и неточностей, штампов и клише и правда меньше, чем в других подобных произведениях.
В сцене с тиграми были использованы настоящие тигры
В одной из самых известных сцен «Гладиатора» Максимус сражался с галлом Тигрисом, и в это время на арену вывели тигров. Эти тигры не были плодом компьютерной графики – на съёмочной площадке действительно присутствовали пять настоящих тигров, которых держали всего в нескольких метрах от Кроу. На площадке всегда присутствовал ветеринар с усыпляющими дротиками, на тот случай, если что-то пойдёт не так.
Люки в деревянном полу, через которые выпустили тигров в этой сцене, скорее всего, исторически точны и действительно использовались для такого рода «развлечений» в Колизее.
Когда Максимус описывал свой дом, Рассел Кроу описывал…свой дом
В «Гладиаторе» есть сцена, в которой Максимус описывает свой дом. Он рассказывает о том, как была устроена его кухня и как пахнет его дом утром по сравнению с тем, как он пахнет ночью. На самом деле, ничего из этого не было написано по сценарию.
Рассел Кроу сымпровизировал всё это, описав свой настоящий дом в Австралии. Рассел дал максимально расплывчатое описание, которое могло подойти как дому в 2000 году, так и в 180.
Сокомпозитор Ханса Циммера Лиза Джеррард оказалась несправедливо забыта
Музыкальная партитура для «Гладиатора» была написана Хансом Циммером и Лизой Джеррард, в сотрудничестве друг с другом. Однако, когда Академия номинировала фильм на лучшую оригинальную музыку, они дали номинацию только Циммеру. Очевидно, это имело какое-то отношение к правилам Академии, но всё равно вызвало много споров из-за игнорирования вклада Лизы в общий успех.
До более громкого скандала дело, к счастью, не дошло – Циммер проиграл «Оскар» коллеге Тань Дунь за фильм «Крадущийся тигр, затаившийся дракон». Циммер и Джеррарб были включены в другую номинацию «Гладиатора», уже за Золотой глобус, и там уже разделили награду.
Первый кадр на пшеничном поле должен был стать финальным
Кадр Максимуса, идущего по пшеничному полю, изначально задумывался как финальный кадр фильма, и он был запланирован как таковой во время подготовки к съёмкам. Вот только монтажёр Пьетро Скалия решил, что этот кадр прекрасно сработает в качестве первого кадра всего фильма.
В кинематографе есть старая пословица, что фильм пишется три раза: один раз, когда написан сценарий; ещё раз, когда этот сценарий снимается и воплощается на экране; и ещё раз, когда он склеивается в монтажной. Это пример третьей стадии, где такое решение едва ли не полностью изменило фильм.
«Разве я не милосерден?» было импровизацией Хоакина Феникса
Хоакин Феникс стал настоящим украшением фильма, и удивительно, что одна из его самых сильных сцен с фразой «Разве я не милосерден?» была импровизацией. Эта реплика отсутствовала в сценарии, а испуганный взгляд Конни Нильсен является подлинным, поскольку она просто не ожидала таких слов.
Актёр «Игры престолов» Джек Глисон признался, что его образ Джоффри, одного из самых нелюбимых персонажей в истории сериалов, был сильно вдохновлён исполнением Фениксом роли Коммода, и в целом легко увидеть параллели между этими персонажами.
Рассел Кроу имел большие вопросы к сценарию и хотел изменить его даже не съёмочной площадке
Довольно хорошо известно, что Кроу был очень требовательной персоной на съёмках «Гладиатора». Он был недоволен почти всем сценарием и пытался переделать сцены по своему видению.
В частности, Кроу отказался произносить ставшую культовой фразу «В этой или следующей жизни…я отомщу за них». Он сказал сценаристу Уильяму Николсону:
Ваши реплики – мусор, но я величайший актёр в мире, и я могу заставить даже мусор звучать хорошо.
Мэл Гибсон отказался от роли Максимуса
Первым кандидатом на главную роль Максимуса был Мэл Гибсон, но актёр отказался от роли. В возрасте сорок три года Гибсон почувствовал себя слишком старый для роли, которая требовала от актёра хорошей физической формы.
Как мы уже знаем, в итоге роль отошла Рассела Кроу. Несмотря на всё противоречия на съёмочной площадке, актёр назвал «Гладиатора» одним из своих любимых фильмов, а Максимуса – любимым персонажем среди всех, которых он сыграл.