Особой мистической логикой пронизаны многие произведения Александра Николаевича Островского, но наиболее ярко это сделано в пьесе «Гроза». Автор слов «Луч света в темном царстве» публицист Николай Александрович Добролюбов явно пребывал на той же платформе мировоззрения, потому что хорошо считал задумку этого произведения.
Понятие «темного царства» здесь никак не пересекается с необразованностью. «Темными» в этой пьесе люди являются отнюдь не от веры в россказни странницы Феклуши, которая всех развлекает чепухой о заморских людях с «пёсьими головами». Мраком покрыт уклад их жизни, и его важно исследовать, чтобы приоткрыть завесу и прояснить суть вещей.
Самыми мощными персонажами темного царства в пьесе выступают представители особого преуспевающего купеческого сословия в лице Дикого и Кабанихи. Оба персонажа есть властные тираны и агрессоры, которые сколотили свои состояния исключительно через подавление людей, которые, так или иначе, вступали с ними во взаимодействие.
Их богатство пришло к ним не в результате той пользы, которые они принесли людям, а в результате вреда, которые они неизменно причиняли всем вокруг. Их купеческие дела потому и шли в гору, что эти купцы губили тех, кто по незнанию позволял это делать. Если воры теряют украденное в момент, когда они попадаются, то у людей «особой прибыли» всё превращается в прах, когда переводятся люди, готовые терпеть недостойное взаимодействие. Это как гипотеза.
Кабаниха, схоронив мужа, теперь явно нацелена на своих детей и Катерину. Ее методы поглощения прослеживаются абсолютно во всем. На каждом шагу она обесценивает, оскорбляет, унижает близких людей. На ровном месте всех обвиняет и заставляет оправдываться, побуждая при этом ее благодарить и отвешивать комплименты. Ее сын Тихон находится под таким многолетним гнетом, что он даже уже не в состоянии трезво на это смотреть и как-то сопротивляться.
Кабаниха, будучи в почтенном возрасте, не приобрела той бесценной мудрости, которая по обыкновению начинает давать ростки в зрелых летах. Она, наоборот, превратилась в замороченную сварливую старуху, которой никто не в состоянии дать отпор. Она даже не догадывается, почему у нее сформировался такой характер и что она им обслуживает.
Семейная система, в которую попала Катерина, выросшая в атмосфере любви и полного достатка, является для нее очень агрессивной средой. Этот тон в ней задает Кабаниха, а Тихон и Варвара по-своему уже приспособились. Варвара научилась лгать, изворачиваться и обманывать, чтобы тайком гулять и в этом ее компенсация той бреши, которую она систематически получает в своей семье. Тихон, как известно, начинает пить, уходить в загулы и все это дает ему возможность продолжать жить в этом затмении.
Катерина, попав в эту систему, не может не начать разрушаться. Позиция Кабанихи настолько в ней сильна, что она всех обволакивает подобно соусу и стачивает целостность каждого в этой семье, разрушая их. Таким образом, эта семейная система поддерживает саму себя, взяв вектор на вырождение.
Семейная система Дикого несколько отличается. Все члены семейства живы и здоровы и даже если автор и не обозначил основ их взаимодействия, то можно предположить, что к своим родным дочерям он имел такое же покровительственное отношение, какое имела Катерина в своей семье. Вся агрессия Дикого была направлена на людей мира внешнего, которых он разрушал, не боясь за последствия. Чужие же и не жалко ему никого. И через такую тиранию он добывал себе основу материального благополучия. Его общение с людьми в наших реалиях, это что-то выходящее за рамки. Современные Дикие безусловно есть, но они уже действуют иначе, искуснее, изящнее, сразу и не заметишь.
Борис и Катерина, попав под такой град разрушающих факторов, начинают терять часть себя, как Тихон, Варвара и прочие, кто подставлял свою жизнь под удары этих агрессоров. Они постепенно теряют тот свет, ту любовь, которая всегда должна присутствовать в человеке. И когда происходит это убывание, то это и есть процесс разрушения человека. В этих губительных обстоятельствах они не стали пить или портить себе характер, но стали уязвимы в другом. Их обоих притянула друг к другу сила страсти, чтобы они в этой схватке двух полуразрушенных миров составили один единый на двоих.
Катерина пошла на этот шаг бессознательно, она не могла ему сопротивляться. Ведь чувства к Борису это совсем не любовь, а это импульсы, это болезненное наваждение, магия притяжения, омут. Нельзя ее назвать плохой или хорошей, она дочь своих родителей, которая выброшена в данную ситуацию закономерным процессом. На уровне психики ее отношения с Борисом это схватка, где у нее более уязвимая позиция.
Катерина не смогла дополнить свою новую семейную систему через Бориса, и чувство пустоты и бреши в подсознании после своего предательства стало проявляться в ней еще стремительнее. И чтобы хоть как-то разрешить эту ситуацию, она в исступлении прилюдно во всем сознается. Реакция Кабанихи и Тихона дают ей на какое-то время спасительные резервы для подсознания, но до определенного момента. В сцене прощания с Борисом, выступает на первый план его малодушие. Страсть его уже утихла, жизнь без Катерины для него уже вполне возможна и спланирована. Брать ее с собой он даже не собирается и оправдание сообразил, прикинувшись подневольным человеком. Борис будто стал холоден и утратил необходимость в ней, будто он уже взял от нее все что нужно и уходит. Ее подсознание окончательно лишается света и опустошается. Островский в конце не зря вкладывает в ее уста слова «Прощай, душа моя», как бы делая намек, кто ее вынул и куда она теперь перекочевала.
Оказавшись в такой ситуации, Катерина уже не имеет психических сил к жизни и силу духа она пробудить в себе тоже не смогла по каким-то причинам. Каждый из этой ситуации извлекает уроки. И Тихон, и Варвара и родители-купцы Катерины, которые за что-то получили свои удары от внешнего мира. И только Дикой с Кабанихой получили свои барыши, сотворив очередного себе подобного представителя из пары светлых огоньков.
Пьеса «Гроза» хорошо врезается в память, потому что способна произвести неосознаваемый переворот в душе человека, пусть даже незрелого и неопытного в понимании жизни. И если на сознательном уровне эта пьеса может сначала не затронуть человека, то его подсознание обязательно впитает его важную фабулу и на переломном этапе жизни может побудить к прочтению, чтобы отыскать ключи к истине.