Только за третий квартал 2022 года мошенники украли со счетов россиян почти 4 млрд ₽. И от этой суммы пострадавшим удалось вернуть всего 3,4%.
Мы изучили самые частые ситуации обмана и собрали советы по защите от кибермошенников. Если вы уже стали жертвой, найдете здесь инструкции о том, что делать дальше.
Как защититься от мошенников
Важно понимать, что вернуть деньги после обмана кибермошенников удается в исключительных ситуациях и через судебные тяжбы. Чтобы обезопасить себя от потери денег и времени, изначально не давайте жуликам вас обмануть.
- Никому не сообщайте данные карты, пароли, СМС-коды.
- Не передавайте карту другим. А если передали, например, при оплате в ресторане, будьте внимательны.
- Не храните рядом пин-код от карты и саму карту.
- Если где-то вводите пин-код, скрывайте его от посторонних.
- Используйте антивирус на компьютере и в телефоне.
- Придумайте надежные пароли для сервисов оплаты, электронной почты и соцсетей. Никому не передавайте эти данные.
- Покупайте только на проверенных сайтах при условии безопасного подключения.
- Старайтесь не оплачивать покупки в общественных местах с бесплатным Wi-Fi.
- Установите лимит на списание денег с карты.
- Для покупок в интернете откройте специальную виртуальную карту и оплачивайте товары с нее.
- Подозрительно относитесь к звонкам от сотрудников банка, которые просят сообщить данные карты, и к просьбам знакомых в онлайне перевести деньги. Прежде чем переводить деньги, пообщайтесь с ними лично, голосом.
- Подключите СМС-оповещения по карте, чтобы получать уведомления обо всех операциях.
Возвращаем украденные деньги
Если деньги все же украли, надо действовать по ситуации. Чаще встречаются такие сценарии:
- Деньги списали, но жертва никому не сообщала данные карты.
- Деньги списали, когда жертва добровольно перечислила их мошенникам или назвала данные карты.
- Жертва оплатила в интернете товар, но он не пришел.
Кто-то списал деньги
Когда приходит уведомление о списании денег без вашего ведома, вернуть деньги возможно, если вы:
- никому не сообщали данные своей карты;
- потеряли карту и ею кто-то воспользовался;
- не получили уведомление о транзакции от банка.
Когда кто-то без согласия списал деньги с личной карты, действовать нужно так:
- В течение 24 часов сообщить банку о потере денег: позвонить на горячую линию или прийти в отделение. Карту лучше заблокировать, чтобы операция не повторилась.
- В течение 24 часов написать претензию на опротестование несанкционированной транзакции. Банки принимают заявления в отделении, онлайне или по телефону. Форму заявления можно найти на официальном сайте банка. Например, Сбербанк предлагает такой бланк. Заполнять заявление лучше в двух экземплярах: один оставить себе и попросить сотрудника банка заверить его.
- Сменить пароли на устройстве, в онлайн-сервисах и соцсетях.
- Написать заявление в полицию в течение суток с момента кражи. Пригодится, если банк не рассмотрит претензию или не захочет возмещать ущерб. Идти в отделение лучше сразу с доказательствами невиновности в ситуации.
- Банк рассмотрит обращение в течение 30 рабочих дней. Однако он не может возвращать украденные кем-то деньги по непроверенному требованию: свою правоту жертва зачастую должна доказать через суд.
Сами сообщили данные или перевели деньги
Банки расценивают такую оплату или переводы как добровольные и, скорее всего, ничем не помогут. Надо сразу обращаться в полицию.
Попытаться вернуть деньги можно так:
- В течение суток с момента кражи подать заявление в полицию. В нем нужно подробно описать ситуацию, с подтверждениями.
- Дождаться, пока заявление рассмотрят.
Важно! Если банк не зачислил деньги на счет получателя, нужно скорее позвонить на горячую линию банка и отменить оплату. Такой шанс исключителен, потому что перевод обычно идет быстро, но он есть.
Оплатили покупку на сайте-клоне
Мошенники пользуются случаем, когда интернет-покупатель оплачивает заказ и не проверяет, на официальном ли сайте. Жулики создают сайты-клоны и привязывают к ним счета. После покупки деньги уходят злоумышленникам, а пользователь остается без средств и без покупки.
Дальнейшие действия жертвы зависят от того, куда ушли деньги. Если это карта физлица, скорее всего, деньги вернуть не удастся. Действовать нужно так же, как и в двух предыдущих случаях. Но если деньги ушли на счет юрлица, можно оспорить операцию по чарджбэку.
Чтобы вернуть деньги через чарджбэк, нужно обратиться в банк и заполнить заявление об отмене операции по перечислению средств. Дальше сотрудники банка:
- Изучат обстоятельства и причины отмены.
- Запросят детали платежа у продавца или банка, который его обслуживает.
- Одобрят отмену, и деньги вернутся. Если не одобрят, придется возвращать их через полицию.
Важно! Даже по чарджбэку банк не вернет деньги, если самостоятельно сообщить мошенникам данные карты или СМС-код. Чтобы не стать жертвой, важно покупать товары только на официальных сайтах у проверенных компаний.