Комментарии художника по костюмам и главного гримера сериала
Премьера драмы-байопика «Раневская» производства компании Star Media состоялась 8 февраля в онлайн-кинотеатре KION. Сериал охватывает разные периоды жизни актрисы Фаины Раневской – с юных лет, проведенных в семейном доме в Таганроге и непреодолимого желания играть в театре, до невероятной популярности и одиночества в зрелом возрасте. Перед исполнительницей главной роли Мариэттой Цигаль-Полищук стояла невероятная задача – сыграть Фаину Раневскую с юности до пожилого возраста! В таких сложных перевоплощениях актрисе помогала целая команда костюмеров и гримеров. Мы пообщались с художником по костюмам Светланой Литвиновой и художником по гриму Михаилом Вигдоровым. В этом материале – самые интересные подробности перевоплощения!
Светлана Литвинова, художник по костюмам
Какой стиль в одежде был у Фаины Раневской? Как он менялся на протяжении жизни?
Фаина Георгиевна, как и любая женщина, старалась одеваться хорошо. В молодости, имея достаток, одевалась по последней моде. К сожалению, архивных фото молодой Раневской не сохранилось, поэтому это, скорее, наше предположение. Далее были революция, гражданская война и разруха, хроники почти не сохранилось, но на тех редких фото что есть, Фаина Георгиевна выглядит достойно, одета со вкусом. И даже в самые сложные моменты она, как творческий человек, что-то придумывала, чтобы украсить себя. Вообще она обладала хорошими природными данными – у нее была гармоничная фигура, высокий рост, яркая внешность.
Какая, на ваш взгляд, ключевая деталь в образе Раневской?
Любимый прием – шляпки. Их было много. Фаина Георгиевна носила разные головные уборы на протяжении всей жизни.
При работе над сериалом для какого периода из жизни Раневской было сложнее всего подобрать костюмы?
Сложно было по пошиву и подбору костюмов на Фаину Георгиевну уже в возрасте, когда она располнела. Дело в том, что Мариэтта Цигаль-Полищук очень стройная, поэтому приходилось надевать на нее дополнительные детали, чтобы увеличить объем тела. Хотя утолщить руки и ноги было очень сложно, нас спасали юбки, пиджаки, жилеты из плотной ткани. Также мы старались максимально прикрывать молодую шею платками, высокими воротничками, рюшами. Именно так и одевалась Фаина Георгиевна после 45 лет. Она, кстати, относилась к своей внешности с юмором, что придавало ей шарма и красоты.
Расскажите о работе с Мариэттой Цигаль-Полищук.
С Мариэттой было интересно и комфортно работать. Она очень серьезно подошла к работе над ролью, переживала и волновалась за свой образ. Мариэтта принимала активное участие в подборе и разработке костюмов для своей героини. Мы посмотрели много фото и хроники. Как я уже говорила, ранних фото Раневской не сохранилось. Мы импровизировали, исходя из моды тех лет. Мне запомнились моменты, когда в течение одного съемочного дня приходилось менять по несколько толщинок (специальные накладки для увеличения объема тела, прим. ред.), по таймингу нужно это было делать быстро . А сама толщинка состояла из двух и иногда трех деталей. В сезон жары это было и смешно, и трудно. Зато в период осени Мариэтта была довольна – очень теплая накладка грела все тело. Еще Мариэтта снималась в нескольких своих украшениях, доставшихся ей по наследству от мамы и бабушки. Это украшения с историей, с такими особенно приятно работать.
Михаил Вигдоров, художник по гриму
Что для вас, как художника по гриму, стало самым сложным в воплощении образа Фаины Раневской?
Смена концепции! (смеется) Изначально планировалось два актерских состава: на молодость Раневской и на зрелые годы. А когда утвердили Мариэтту Цигаль-Полищук на роль Фаины Георгиевны с юности до старости, то я пересмотрел свой план, включил в него пластические детали, чтобы дорабатывать грим. Это была сложная и очень интересная задача.
Для какого периода из жизни Раневской было сложнее всего делать грим?
Как выглядела Фанни Гиршевна Фельдман в юношестве никто из ныне живущих не знает. И это для Мариэтты стало единственной возможностью сниматься со «своим лицом». А возраст – это и самое узнаваемое, и самое сложное. И труднее всего было делать сценический грим на пластическом-портретном гриме. Были смены с несколькими перегримами и надо было придумать адаптацию, т. к. с пластического грима очень сложно стереть грим, не повредив деталей и края.
Какой макияж и прическа были визитной карточкой Раневской?
Она очень следила за собой и всегда делала прическу, подводила глаза, красила губы. Носила укороченную стрижку. Она была жесткой и властной женщиной, но при этом чувственной и самоотверженной. Она мне всегда напоминала мою бабушку, безумно меня любящую, но при этом жесткую и волевую. Тоже с тяжелой судьбой и вопреки этому сделавшую себя и добившуюся всего трудом и проницательностью. Сейчас таких уже не делают.
Какая, на ваш взгляд, ключевая деталь в образе Фаины Георгиевны?
Ее нос, конечно, мочки ушей, высокие брови «Пьеро» и опущенные печальные глаза. При ее мощной фигуре выражение лица было удивленно-одухотворенным и очень чувственным. Многие считают ее крылатые фразы юмором, но это тонкий сарказм, связанный с ее крайне непростой жизнью.
Расскажите о впечатлениях от работы с Мариэттой Цигаль-Полищук, пожалуйста.
У меня был такой тест на пробах, я спрашивал актрис, уверены ли они, что смогут сыграть саму Раневскую. Большинство говорили, что смогут, попробуют и т.д. Мариэтта сразу сказала, что это невозможно, и этим меня просто покорила… Ей было очень тяжело и морально (такая ответственность перед Раневской) и физически находиться в пластическом гриме по 12-15 часов в жару и в стужу... Мариэтта стоически все выдержала, и лучше нее никто бы не справился, я уверен!