На протяжении всей школьной жизни ребятам приходится писать сочинения. А иногда очень много. И каждый раз кому-то сложно не только выразить свою мысль, но и создать особое речевое оформление. Тогда и приходится часто слышать про бедность речи и однообразие синтаксических конструкций.
Но есть и те, кому удаётся каждый раз писать много, щедро сдабривая сочинение обилием замысловатых конструкций. И всё бы хорошо, если б не грамматические и речевые ошибки, коих в таких текстах не счесть.
Возникает резонный вопрос: как писать, чтобы минимизировать все риски?
Бесспорно, есть счастливчики, кому "дано", как принято говорить. Им вряд ли помогут рекомендации, с которыми я и предлагаю ознакомиться. ⤵️
📍Попробуйте изложить мысль максимально кратко и точно, помня о том, что даже грамматическая основа способна справиться с этой задачей. Запишите в черновике "голый факт". Убедитесь в том, что СУТЬ вашей мысли отражена в написанном. Попробуйте таким же образом изложить все ваши мысли по теме.
📍Перечитайте то, что получилось. Вы смогли сказать ПО СУЩЕСТВУ? Нет ли фактических ошибок? Есть ли последовательность в изложении мыслей? Обозначены ли микротемы (абзацы)?... Если с основной задачей справились, то самое время поработать над речью. При этом делать это придётся аккуратно, строго дозируя возможную "красоту". 😄 Те, кто с трудом справился и с первозадачей , смогут алгоритмично поработать над расширением речевого материала своего текста.
Итак, без чего трудно представить хорошую работу?
➡️ 1. Конечно же, это причастные обороты. Они лучше всего справляются с задачей "дорисовать".
Теоретически к ЛЮБОМУ ПРЕДМЕТУ в предложении может быть подобран причастный оборот. Подумайте, о чём вам хотелось бы сказать подробнее.
Сравним!
▪️Облака плыли по небу. (2 предмета; к одному из них подберём причастный оборот)
▪️Облака, напоминающие сахарную вату, плыли по небу.
▪️Облака плыли по небу, шатром раскинувшемуся над рекой.
➡️ 2. Деепричастный оборот "дорисовывает" сказуемое, является добавочный действием при основном. Обособляется всегда!
Сравним!
▪️Лодка стояла у берега.
▪️Лодка стояла у берега, мечтая о новых путешествиях.
➡️ 3. Однородные члены предложения (любимое всеми "перечисление") почти всегда кстати. 😉
Сравним!
▪️В зеркале реки отражаются облака.
▪️В зеркале реки отражаются облака, лес и маленькие домики.
➡️ 4. Нельзя не вспомнить и о вводных словах (**экзаменационное сочинение-рассуждение без них писать непросто)
Сравним!
▪️От реки тянет приятной прохладой.
▪️Кажется, от реки тянет приятной прохладой.
➡️ 5. В ряде случаев возникает необходимость в сложном предложении. ***При отсутствии союзов и союзных слов смысловая связь отражена в знаках препинания.
▪️По небу плывут кучевые облака. Вечером будет дождь. ▶️ Перестраиваем!
[По небу плывут кучевые облака] - [вечером будет дождь] .
Или
[По небу плывут кучевые облака] - [быть дождю].
Или
[Вечером будет дождь] , (потому что по небу плывут кучевые облака).
Или
[Природа готовится к дождю] : [по небу плывут кучевые облака] , [в воздухе влага].
➡️ 6. Сравнительный оборот, бесспорно, украсит даже самое скромное предложение.
Сравним! ⤵️
▪️Синие горы упираются в небо.
▪️Синие горы, как шапки на голове великана, упираются в небо.
➡️ 7. Иногда не обойтись без уточняющих членов предложения.
Сравним!
▪️Вдалеке уютно устроились домики.
▪️Вдалеке, на другом берегу, уютно устроились домики.
➡️ 8. Стоит помнить и об обстоятельстве с предлогом несмотря на. Данное сочетание слов имеет уступительное значение и на письме всегда выделяется запятыми.
Срвавним!
▪️Мы решили доплыть до противоположного берега.
▪️Несмотря на усталость, мы решили доплыть до противоположного берега.
➡️ 9. При умелом использовании украшением вашей творческой работы станут цитаты.
"Господь соединил хребты и воды... и нас с тобой, мой друг, соединил", - писал Ю. Визбор.
_________________
Кроме того, хочется дать совет: перечитывая написанное, вспоминайте золотое правило:
КТО ЯСНО МЫСЛИТ, ТОТ ЯСНО ИЗЛАГАЕТ. 😉