Как часто ученики сталкиваются с таинственной "Г" на полях тетради! Возможно, многие знают, что это условное обозначение грамматической ошибки, допущенной в работе, но не многие знают, какая именно эта ошибка и как её исправить.
8 задание экзаменационной работы нацелено на узнавание и исправление грамматических ошибок❗️
Итак, что такое грамматическая ошибка?⬇️
Грамматическая ошибка может быть допущена в слове, в словосочетании или в предложении (в зависимости от её характера). Для её обнаружения не требуется контекст, и определить её можно даже на слух.
🍂 Вам предстоит научиться разбираться в основных видах грамматических ошибок. Это не назовёшь простой работой, но польза её несомненна не только для получения экзаменационных баллов, но и для чистоты речи.
Ознакомимся с типичными грамматическими ошибками в русском языке.
♦️Ошибки в построении предложения с причастным оборотом
1.Определяемое слово ошибочно оказывается ВНУТРИ причастного оборота.
Стоит вспомнить, что причастный оборот является несомненным украшением предложения, но не его значимой частью. Именно поэтому причастный оборот должен безболезненно извлекаться из предложения. Поместив в него определяемое слово, мы делаем невозможным извлечение оборота без поломки всего предложения.
●/Падающие ЛИСТЬЯ с деревьев/ ковром покрывали землю.
Перед нами предложение с причастным оборотом. Его назначение - описать листья, которые и являются для него определяемым словом.
В составе оборота ошибочно оказалось определяемое существительное, что не позволяет оборот изъять из предложения (Ковром покрывали землю).
Определяемое слово должно стоять строго ДО или ПОСЛЕ оборота.
▪️ЛИСТЬЯ, падающие с деревьев, ковром покрывали землю.
ИЛИ
▪️Падающие с деревьев ЛИСТЬЯ ковром покрывали землю.
2. Причастие НЕ согласуется с определяемым словом в роде, числе и падеже.
Данную ошибку тоже следует назвать распространённой. Узнать её можно так➡️Нужно задать от определяемого слова вопрос к причастию. Если окончание вопроса не будет совпадать с окончанием причастия, то это укажет на недопустимое несовпадение рода, числа или падежа, то есть на грамматическую ошибку.
▪️Любимым предметом школьной программы, /ставшей ещё и моим увлечением/, была астрономия.
Не совсем понятно, что именно стало увлечением: предмет или вся школьная программа? Конечно, предмет!
Но мы этого не видим, так как окончание причастия в женском роде! И падеж не тот...
Исправляем! ⬇️
▪️Любимым предметом школьной программы, какИМ?/ставшИМ ещё и моим увлечением/, была астрономия.
3. Оторванный от определяемого слова причастный оборот ошибочно оказывается рядом с другим существительным, что искажает смысл.
▪️Свитер прислал мне отец, /с любовью связанный бабушкой/.
С любовью связанный свитер или отец?😱
Такое недоразумение (=ошибка) возможно из-за того, что оборот оказался рядом "не со своим" определяемым существительным.
Исправим!⬇️
▪️Свитер, /с любовью связанный бабушкой/, прислал мне отец.
ИЛИ
Отец прислал мне свитер, /с любовью связанный бабушкой/.
КРОМЕ ТОГО, надо помнить, что нагромождение в предложении причастных оборотов - это тоже ошибка! Строим предложения с оборотом грамотно!☝️
⚡️В следующей статье разберём ошибки в предложении с деепричастным оборотом.