Найти тему
Точка ART

История страны на фарфоре и не только

Тарелка «Силуэт фабричных труб». Автор росписи: Нина Александровна Зандер. Государственный фарфоровый завод, 1919 © Государственный Эрмитаж
Тарелка «Силуэт фабричных труб». Автор росписи: Нина Александровна Зандер. Государственный фарфоровый завод, 1919 © Государственный Эрмитаж

До 23 марта 2023 года в Малом манеже Эрмитажа проходит выставка «Русский авангард. Искусство для нового мира». Главный редактор нашего журнала Кристина Малая рассказывает о выставке.

Показывают в основном агитационный фарфор, и фарфор этот совершенно замечательный! Всем, кто ещё не знаком с этим направлением очень рекомендую сходить, потому что это уникальное явление: с приходом революции Императорский фарфоровый завод «встал на новые рельсы» и начал выпускать не просто бытовые, утилитарные вещи - сервизы, тарелки и декор, а превратил чайники, соусники и статуэтки в инструменты хлёсткой советской пропаганды и одновременно шедевры авангарда, стоящие сейчас сотни миллионов долларов, и сохранившиеся порой в единичных экземплярах.

Блюдце «Серп, молот и шестерня». Автор композиции: Рудольф Фёдорович Вильде. Государственный фарфоровый завод, 1921 © Государственный Эрмитаж
Блюдце «Серп, молот и шестерня». Автор композиции: Рудольф Фёдорович Вильде. Государственный фарфоровый завод, 1921 © Государственный Эрмитаж

Под руководством Сергея Чехонина, художественного директора завода с 1918 года, появился агитационный авангардный фарфор, воспевающий идеи революции. Тарелки, блюда и чашки украшали те же лозунги, афоризмы, изречения, что были начертаны на плакатах и панно площадей и улиц. На выставке показаны проекты росписей для фарфора, созданные художниками широкого круга авангардных направлений: Ивана Алексеева, Натана Альтмана, Вениамина Белкина, Льва Бруни, Василия Кандинскоо, Николая Лапшина, Владимира Лебедева, Ивана Пуни, Кузьмы Петрова-Водкина, Рудольфа Вильде, Иосифа Школьника и других.

Кувшин (мензурка) «Разноцветные лучи» с надписью «РСФСР». Исполнитель росписи: Степан Васильевич Чекулин. Автор композиции: Рудольф Фёдорович Вильде. Государственный фарфоровый завод, 1921 © Государственный Эрмитаж
Кувшин (мензурка) «Разноцветные лучи» с надписью «РСФСР». Исполнитель росписи: Степан Васильевич Чекулин. Автор композиции: Рудольф Фёдорович Вильде. Государственный фарфоровый завод, 1921 © Государственный Эрмитаж

Отдельным блоком на выставке представлено творчество супрематистов. Чайник и получашки Казимира Малевича – основателя супрематизма – стали символами авангарда в фарфоре, а эмблемой учеников Малевича ‒ знаменитый «Черный квадрат».

Выставка отлично подходит для тех, кто ничего не знает о фарфоре: она не большая, но емкая, не перегружена сопроводительными текстами, но все аннотации чрезвычайно понятные и интересные. Знатокам и ценителям тоже будет очень интересно: выставлено много эскизов, авторских росписей, вариантов и нерасписанных моделей, редких работ, сохранившихся в единственном экземпляре (значительная часть музея ЛФЗ перешла в Эрмитаж в войну). Даже того, кто знает агитационный фарфор досконально, выставка приятно удивит.

Тарелка «Кубистическая с молотом». Автор композиции: Сергей Васильевич Чехонин. Исполнитель росписи: Михаил Максимович Пещеров. Государственный фарфоровый завод, 1919 © Государственный Эрмитаж
Тарелка «Кубистическая с молотом». Автор композиции: Сергей Васильевич Чехонин. Исполнитель росписи: Михаил Максимович Пещеров. Государственный фарфоровый завод, 1919 © Государственный Эрмитаж