Советская историография сделала из декабристов героев рыцарей без страха и упрека, которые были сосланы в жуткую сибирскую ссылку, где их изнуряли каторжным трудом.
Правда, по факту достойны уважения не сами декабристы, а их жёны. Отказавшись от предоставленного права развода, оставив даже детей, женщины поехали за своими несчастными мужьями, которые на самом деле не особенно то и горевали.
И на самом деле истинная доля декабристов очень точно описывалась даже после Октябрьской революции, например, в журнале "Каторга и ссылка".
Но позднее все нелицеприятные факты были вытащены, а декабристы превратились в мучеников.
Дорога в ссылку.
Обычных приговоренных могли вести в течение 2 лет. И не каждый преступник доживал до тех самых каторжных работ. Достаточно свидетельств Того, что оголодавшие будущие каторжане дрались во время этапа за картофелину, но это простые и незнатные преступники.
Что касается декабристов, то их путь в ссылку был легок и приятен.
Во первых декабристов ввели в практически индивидуальных тройках, в каждой из которых сидел для наблюдения жандарм, который по пути выступал больше в роли мальчика на побегушках, чем охранника. Естественно, не за большое спасибо.
Например, Фельдъегерь Седов, сопровождавший свою партию декабристов за 2 месяца пути, получил в виде взяток около 3000 рублей.
Документально засвидетельствовано, что когда группа ссыльных декабристов: Якубович, Давыдов, Оболенский, Муравьев во время остановки в Нижнем Новгороде откушали в трактире, при этом на трапезу преступников смотрела несколько десятков зевак.
Дело в том, что декабристы за обед выложили около 40 рублей, что составляло минимум 2, а то и 3 годовых заработка простого крестьянина.
О нелёгком пути в ссылку вспоминали и другие декабристы. Например, Завалишин рассказывал, как в Ярославле вице губернатор переоделся прислугою и светил нам декабристам в гостинице с лестницы, когда мы садились в повозки.
Тяжкий каторжный труд. После такого похода заключенных распределили по местам работ. Например, восьмерка самых провинившихся Оболенский, Якубович, Муравьев, Давыдов, Трубецкой, Волконский и Борисовы были направлены на заводы в Иркутской губернии.
В 1 день гостей, как водится, чествовали пикником, а затем назначили на самые лёгкие работы.
Правда, первые 3 недели ссыльные не работали. Сами декабристы об этом говорили более чем откровенно.
На другой день урядник скуратов принес 2 топора и сказал, что мы назначены в дровосеке. Шёпотом же он объявил, что мы можем ходить туда для прогулки, и что наш урок будет исполнен без нашего содействия.
Интересна ведомость о заработной плате, которая показывает, сколько декабристы наработали за месяц, например, Трубецкой с Волконский намахали топорами на целых 65 копеек.
По воспоминаниям Того же Завалишина практически каждую неделю приходил обоз, который доставлял господам ссыльным провизию, книги, даже московские калачи.
Странном образом, например, в чите были резко открыты сразу 12 лавок, в которых продавались привезённые товары.
О том, как Господ декабристов принуждали к работам, вспоминал и осуждённый Бусыгин.
"Бывало нам самим было странно слышать, как унтер офицер, обходя казематы, говорил: Господа, неугодно ли кому на работу? Кто хотел, тот выходил, а не желающие оставались спокойно дома"
Эти работы были утомительны и очень часто прекращались на месяц и на два под самыми пустыми предлогами. И для Того, чтобы понимать уровень подлости и хитрости декабристов, несколько воистину удивительных историй.
Принудительно выгнали из ссылки.
Этот просто уникальный случай касается декабриста Дмитрия Завалишин. Бывший заговорщик был приговорен к ссылке в Забайкалье. Там он нашел занятие по душе, говоря современным языком, превратился в блогера. Блогер, судя по всему, из завалина получился недалекий, но напрягавший окружение. После помилования всех осужденных Завалишин отказался возвращаться в европейскую Россию и ещё более активно стал публиковать различные памфлеты и кляузы на местные власти.
В конце концов, той самой власти это надоело настолько, что генерал губернатор Муравьев лично обратился к императору с просьбой убрать Завалишина из Читы. И специальным указом государя декабриста фактически принудительно выдворили из ссылки в Петербург.
Сколько веревочки не виться.
Александр Луцкий - ещё один осужденный. Во время этапа провел невероятную аферу. Он предложил одному из заключенных поменяться именами, заплатив за услугу 60 рублей, что по тем временам было огромной суммой.
Так, в Иркутске оказался не декабрист, а уголовник Агафон не помнящий. Правда долго сохранять инкогнито декабристу не удалось. Во первых, он слишком сорил деньгами, что для обычного каторжанина было нонсенсом, а во-вторых, демонстрировал знание французского языка и изысканные манеры. Афериста вывели на чистую воду и всыпали ему 100 ударов розгами. Этот случай говорит об уровне развития некоторых из борцов за народное счастье.
Ради справедливости нужно сказать, что получившие образование декабристы активно внедряли на каторге передовые разработки. Например, строили мельницы. Правда, работали на них не сами, нанимая сторожей или конвоиров. Ставка была 10 копеек за смену. Также и при выполнении других работ декабристы активно использовали наемный труд.
Конечно, касалось это только выходцев из богатых семей, а простые сторонники вынуждены были влачить жалкое существование наравне с обычными каторжанами из сильными, либо идти в услужение к обеспеченным собратьям.
Естественно, не напряженная и вольготная жизнь требовала и сексуальных утех. Повезло тем декабристам, к которым приехали жёны. А что делать остальным? Например, молодые осужденные декабристы, работавшие на Петровском заводе, так страдали от отсутствия женской ласки, что им на помощь пришли жёны декабристов, приехавшие к мужьям.
Так Анненкова подкупила водовоза и часовых, договорилась с крестьянской девкой, которая попала к страдальцам, а их было 3 десятка человек в бочке. Утром еле живую девку таким же путём вывезли обратно. Операция баба в бочке проводилась впоследствии неоднократно.
Но еще более диким стала покупка девушки у крестьян. Например, этим активно занимался Кавалергард Свистунов, который за день до восстания струсил и якобы уехал в командировку.
Правда, вначале Свистунов совратил Александру - замужнюю подругу жены Волконского, а затем та продала похотливому декабристу и свою родную сестру.
Свистунов вообще был мастером по части именно невинных девушек. Что самое подлое, когда девушек заманивали в казематы, то Свистунов и компания называли себя именами более богатых соратников по борьбе.
То есть, если и будет подано заявление об изнасиловании, то фамилии будут звучать совсем другие.
А когда к Свистунову присоединился еще один борец за справедливость Барятинский, дело вообще было поставлено на широкую ногу. Оба героя активно скупали у местных крестьян невинных девушек, а затем переключились и на мальчиков.
В 1933 году вышла книга воспоминания и рассказы идеи отелей тайных обществ 1820 годов, в которых были опубликованы без купюр многие откровения декабристов.
"Мальчишек коморнико, поили их допьяна и завели с ними педерастию. Домик декабриста Барятинского сделался притоном разврата, куда водили девок"
Вследствие всего этого, разврат распространился по всей Чите. Кстати, Завалишин в своих воспоминаниях допустил интересный пассаж о том, что поводы давали и жены декабристов. Вероятно, что поехавшие за мужьями благоверные тоже местами были слабоваты, особенно перед напором таких молодых красавцев жеребцов.
Горькая жизнь.
Уже упомянутый Завалишин рассказывал, чем занимались в ссылке многие декабристы. Свистунов у Волковского в номере проводят в играх все ночи и дела от пьянства доходят до Того, что Вадковский чуть было не зарезал Судгоффа.
Самое интересное в том, что богатые родственники отправляли на содержание несчастных попросту астрономические суммы. Так проверкой было установлено, что только за 1829-1830 года было отправлено переводов на сумму более 400000 рублей.
Для сравнения: в 1829 году Россия имела внешние займы на сумму 2 миллиона рублей. После таких цифр не верится в тяжёлую участь осуждённых кровавым царским режимом.
Кстати, простые крестьяне богатых декабристов называли не наши и презрительно царики. Да и в ссылке родители за народное счастье обращались к простолюдинам надменно и с презрением, о чём существует немало доказательств.
Читая такое, понимаешь, что возможно, только прибытие жен, хоть как то сдерживала некоторых декабристов, но вряд ли эти храбрые мужи откровенно наслаждавшиеся всеми прелестями ссылки, вообще были рады появлению супружницы. А то, что они своих жён недостойны, это факт.