Найти в Дзене
Реки и веси Лисы Леси

Родиться в склепе, работать в склепе, прожить в нем всю жизнь

Трудно поверить, что это возможно? Я даже время действия не называю, и все равно невозможно? Я бы не поверила. Даже если подумала бы о средних веках или о временах "Отверженных". А уж если это о современности!

Но поверить придётся. Вот он, этот человек.

Люди Петры
Люди Петры

Имя вылетело из головы, но наверняка Мухаммед. Или Ахмед, или Абдалла, Хусейн, Махмуд… А вот это, возможно, первое, что он увидел в своей жизни.

Петра, Иордания
Петра, Иордания

Не знаю, сколько ему лет. 50? Но тут рано стареют, так что может быть и меньше. Но примерно так, значит, родился где-то в 70-х прошлого века. В склепе, где жила его семья.

По-вашему, звучит жутко? А для бедуинов иорданской Петры вполне обыденно. Их племя — бедул, б'дул — пришло неизвестно когда неизвестно откуда, нашло затерянный в горах город с его бесчисленными гробницами и сделало его исключительно своим. Настолько своим, что ни открытие Петры европейцами, ни образование и развитие нового государства Иордании ничего в их жизни не меняло.

Люди Петры
Люди Петры

Обособленность от мира, общая с иорданцами только страна, даже внешность очевидно отличается от тех, кто вне каменных стен Петры. И не только из-за подведенных кохлем глаз.

-4

Дома-пещеры, заработок на козах и верблюдах, ослики вместо машин, лепёшки в золе, а не из магазина-пекарни — мир древнего уклада, мир понятный и предсказуемый. Был.

Ближе к концу 20 века предсказуемость исчезла. К Петре пришла слава, к государству — деньги. Бедуины стали мешать приличным людям наслаждаться древней загадкой человечеств. Загадка самих бедуинов приличных людей не интересовала, сами они казались неприличными: теми, кто "загадил Петру".

Люди Петры
Люди Петры

Им построили посёлок рядом с Петрой, отдали на откуп всю торговлю и извоз, отстегнули процент от продажи билетов, стали платить их лошадям зарплату… Золотой дождь за разрушенный улучшением мир.

Их не любят. Не любят туристы, потому что это единственные довольно приставучие жители Иордании и, пожалуй, самые ушлые вымогатели бакшиша в мире. Их не любит государство, как не любит оно никогда неразрешимую проблему. Их не любят иорданцы, потому что чем бедулы лучше других, получая зарплату даже за лошадей и имея такой доход, как лишь крошечная часть иорданского общества?

И не только иорданского. Уверена, что и среди вас, дорогие подписчики-читатели, людей с такими деньгами совсем чуть-чуть.

А им наплевать на эту нелюбовь. Они приспособили государство и туристов под себя и так и остались в Петре хозяевами. Разве что в её гробницах больше не рожают, предпочитая для этого государственные больницы.

Большинство здесь только работает, приходя и уходя ежедневно или "вахтами". Вот и у нашего то ли Мухаммеда, то ли Ахмеда, Абдаллы, Хусейна склеп его рождения — "дача", где ему кроме инструмента для заработка да пары одеял (под себя и на себя) ничего и не нужно. Разве что детей рядом, с ними и веселее на одной из скал, и польза: торгуют по мелочи, а как же!

Немногие живут постоянно. Не потому, что в том поселке им не досталось дома. Просто их дом - Петра.

А у кого-то работа - быть "лицом Петры". Почетная работа. И моя большая удача встретить солдата из "Desert patrol".

Петра. Desert patrol
Петра. Desert patrol

Кстати, если фотографии Петры вы листали в интернете или сами в ней были, то его родовой дом Мухаммеда или Ахмеда, Хусейна, Абдаллы могли видеть. По мне, красивее гробницы в этом "городе склепов" нет.

На сегодняшний день я была в Петре трижды. Из всех трех раз собрала в статью "лица Петры". Как они вам? Поделитесь, пожалуйста, лайком, если показались интересными.

Петра, Иордания
Петра, Иордания

А я дальше, за новыми...