На фасадах зданий и постаментах памятников можно увидеть целый мир — от милых жанровых сценок до панорам исторических событий. Вера Врубель из сообщества «Пять углов» приглашает прогуляться по Петербургу и присмотреться к скульптурному рельефу его домов.
Арка Главного штаба на Дворцовой площади
Триумфальная арка посвящена победе в Отечественной войне 1812 года. Архитектурный шедевр создан по проекту Росси и открыт в 1828 году. Скульптурное убранство появилось по воле Николая I — он хотел увековечить славу русской армии и Александра I. Эта же идея будет реализована в Александровской колонне.
Колесница богини Победы Ники на кровле арки узнаваема сразу, в отличие от барельефов на фасаде здания Главного штаба. Со стороны Дворцовой площади его украшают фигуры летящих гениев Славы с лавровыми венками для победителей. На аттике композиция из воинских доспехов. Вся скульптурная группа создана Пименовым и Демут-Малиновским.
Дом городских учреждений
Дом городских учреждений построен в 1906 году по проекту Александра Лишневского. Лепной декор выполнен в мастерских Жилкина и Егорова. В народе это примечательное здание зовется «домом с летучими мышами». Дело не только в причудливом характерном для Лишневского декоре — некогда на чердаке обитала целая колония летучих мышек.
Фасад и крыша богато украшены различными элементами: растительный орнамент, башенки, совы, химеры, грифоны. Стиль можно определить как смешение модерна и готики. Хочется приблизить и рассмотреть мордочку каждой химеры! Рядом с этим домом часто видно экскурсантов и фотографов — они подолгу кружат рядом, стремясь запечатлеть сову на верхушке здания.
Легенд вокруг дома ходит немало, любой экскурсовод расскажет свой набор историй. Часто они довольно зловещи, но доподлинно ни одна страшная история не подтверждена.
Пантелеимоновская церковь
Храм святого великомученика и целителя Пантелеимона возвели по проекту Ивана Коробова в 1730-х. Позднее здание перестроили в стиле ампира по проекту Беретти, а в 1840-х фасады украсили мраморными барельефами работы скульптора Логановского. На барельефах — жития святых. Сюжет одного из барельефов соотносится с названием храма: святой Пантелеимон исцеляет слепца. Пантелеимон считается одним из самых почитаемых христианских святых; его принято называть «небесным лекарем». Он жил в начале IV века в Риме и врачевал бесплатно. Православные по всему миру молятся ему об исцелении при любых недугах.
Постамент памятника Николаю I
Памятник императору Николаю I установлен на Исаакиевской площади в 1859 году. Проект выполнил великий Монферран, шестиметровую конную статую изготовил не менее великий Клодт. Пьедестал памятника украшают четыре женские фигуры работы Залемана. Они олицетворяют Силу, Мудрость, Правосудие и Веру. Интересно, что это скульптурные портреты императрицы Александры Федоровны и дочерей Николая I Марии, Александры и Ольги. Между скульптурами герб с надписью: «Николаю I — Императору Всероссийскому. 1859-й».
Четыре барельефа работы Рамазанова и Залемана повествуют о событиях во время правления царя: восстание декабристов; усмирение холерного бунта — на изображении Николай обращается к подданным; строительство Веребьинского моста — на тот момент самого длинного железнодорожного моста в России; принятие свода законов — на барельефе Николай I снимает с себя орден святого Андрея Первозванного и награждает им законотворца Михаила Сперанского. Памятник и постамент недавно отреставрированы и радуют нас идеальным состоянием.
Особняк княжны Гагариной (Дом композиторов)
Необычные горельефы на стенах особняка княгини Веры Гагариной неизменно привлекают искусствоведов и любителей нашего города. Здание возведено в середине XVIII века и перестроено в 1835 году Огюстом Монферраном. В разные периоды особняком владела целая плеяда замечательных людей — от самого Монферрана до промышленника Демидова и графа Мусина-Пушкина. Странный дом, выстроенный в стиле классицизма, имеет асимметричные формы. Впрочем, горельефы вполне классические: персонажи басен Лафонтена — лев и мышь, обезьяна и дельфин, а также две змеи. Верх одноэтажной части особняка украшен панно с отсылкой к теме художников и меценатов. Среди изображений — «Король Франциск I возле умирающего Леонардо да Винчи». Исторически это чистый вымысел. Хотя Леонардо действительно умер в королевской резиденции, точно известно, что в этот день король пребывал в другом месте. Еще одна примечательная сцена — «Император Карл V подает Тициану кисть». По преданию, когда Тициан писал портрет правителя, от волнения выронил свой инструмент. Карл лично поднял кисть, передав художнику со словами: «Услужить Тициану почетно даже императору».
Дворец Белосельских-Белозерских
На углу Невского проспекта и набережной Фонтанки архитектор Штакеншнейдер выстроил одно из самых узнаваемых зданий Петербурга — величественный и нарядный дворец в стиле необарокко, принадлежавший князьям Белосельским-Белозерским. Отделку выполнил скульптор Давид Йенсен. По его проектам созданы атланты и кариатиды на фасадах здания. Монументальные и торжественные атланты борются с земным тяготением. Наш северный город с его суровым климатом заставляет атлетов выглядеть беззащитно и трогательно. Не проходите мимо, рассмотрите их, прогуливаясь по теневой стороне Невского проспекта.
Текст и фото Веры Врубель