Найти тему

Камни имени Геракла. Бухта цвета блюза

Погуляв с утра по камням Страбонова Херсонеса, мы продолжили свой день в Голубой бухте. Неожиданно заблудились — за прошедшие с прошлого посещения пять лет посёлок разросся дачами, ощетинился высоченными заборами, оброс тупиками. И монументальным забором вокруг нового мемориала защитникам 35-й береговой башенной батарии. У музея в сети есть свой сайт «35 батарея», где много материалов: сходите – почитайте, посмотрите фотографии военных лет, современная аэрофотосъёмка.

Фото Юшкова В.А.
Фото Юшкова В.А.

Также рекомендую к посещению сайт «Подземный Севастополь», где можно подробнее прикоснуться к истории самой батареи, прочитать об этом печально-знаменитом последнем рубеже брошенных на произвол судьбы героических защитников Севастополя…

-2

5-я гвардейская береговая батарея или форт «Максим Горький II», как она обозначалась на немецких штабных картах, расположена на мысе Херсонес. Именно здесь покидали Севастопольскую землю её последние защитники в 1942 г. Судовые орудия сделали свой последний залп по наступающему противнику, после чего были взорваны моряками. Часть стены обрушилась в море, где и сейчас на глубине от 2 до 6 метров можно наблюдать гильзы и снаряды. В 1944 г. во время освобождения Севастополя здесь же были окружены и сброшены в море германские части.

Фото Е.Свиридовой, 2005 г.
Фото Е.Свиридовой, 2005 г.

Под 35-й ББ расположен целый подземный город. Ещё несколько лет назад, когда здесь не начал создаваться мемориальный комплекс, местные диггеры лазали по подземным туннелям тянущимся на сотни метров вглубь Херсонесского мыса. Не все вернулись из запутанных лабиринтов там хватает колодцев и провалов, нередки обвалы, и до сих пор сохранилось немало боеприпасов, которые время от времени да взрываются. Посещение катакомб 35-й батареи до сих пор сопряжено с опасностью для жизни. Поэтому все более-менее крупные щели и норы в бетонных обломках, ведущие с поверхности в мрачный подземный мир крепости, давно зарешёчены или залиты бетоном.

Поэтому, когда мы в 2005 году впервые посетили это место, даже и не помыслили лезть вглубь — заглянули лишь одним глазком…

Обойдя по грунтовкам трёхметровые заборы музея и курортного жилья, выходим-таки в Голубую бухту.

-5

Бесподобная красотища! Свинцовое небо с розовой полосой у горизонта, зелёно-ртутное море в барашках энергичных волн, и жёлтые стены обрывов, и камни, камни, камни в воде. Куда там Херсонесским «скалкам»!

-6

Убредаем в это многообразие, в лабиринты форм, фактур, текстур, в бурление и водовороты, во всполохи пены, в белые веера волн и в зеркальную, стеклянную прозрачность…

Здесь камни всех цветов: от белого, охристого, жёлтого, розового и рыжего — до лилового и чёрного, здесь причудливые выветривания, озёрца, скалы, здесь бело-розовые слоистые кристаллы в камнях, и за каждым камнем-поворотом — что-то новое.

Царство камней и воды. По этим лабиринтам можно бродить, лазать, скакать, странствовать бесконечно. Если бы не заборы всяких закрытых территорий над обрывом, наверное, ушли бы до Фиолента.

Но можно здесь и просто сидеть и смотреть на бурлящую вокруг жизнь и мы в конце концов устраиваем-таки маленький пикник в этом выстроенном природой каменном саду. А потом взбираемся вверх — и обозреваем всё это великолепие уже с обрыва, и отсюда оно не менее впечатляюще. Налюбовавшись, возвращаемся на пляж. Здесь теперь людно — оказывается, энтузиастов внесезонных прибрежных прогулок тут хватает. Выгуливаются парочки, вооруженные фотокамерами, дети и собаки.

Здесь есть чудный галечный пляж с изумрудно-молочной водой под жёлтыми скалами. На пляж спускается пёстрая стайка молодёжи — и принимается разводить костёр. Вдоль прибоя носится смешная такса в жилетке а-ля хиппи. Пока Лена умиляется таксой, к ней подскакивает таксина хозяйка — девчонка лет двадцати. «Пошли купаться»! Лена таращит глаза. «Море!» — объясняет девчонка, удивляясь в свою очередь её непонятливости. «Море же»! Ну уж нет! «Да тёплая вода, тёплая»! Да, конечно. Но без нас! Девчонка смеётся, громко убеждая саму себя в необходимости купаться… И пока её друзья разводят костёр, она зависает на краешке прибоя, чтобы в очередной раз ощупать рукой волны, доказывая самой себе, что они — тёплые…

По склону восходит тропа — на огромные, изъеденные водой камни, под которыми таятся гудящие водой гроты и пещеры. На камнях живописно расселись рыбаки — словно рассаженные умелой рукой, дабы завершить идеальную композицию бухты с сине-зеленым морем и свинцовым небом. Рыбаки пользуются популярностью — к ним то и дело подкрадываются азартные участники местного фотосафари.

-13

Возвращаясь, снова «прилипаем» к фактурным камням здешнего берега. Трудно удержаться, чтобы не сфотографировать несколько макро-«шедевров»!

Той же дорогой — мимо музея — выбираемся назад и садимся в любезно притормозивший автобус. Едем домой переодеться и мчимся с центр с неожиданной идеей посетить художественный музей Севастополя. Торопились, однако, напрасно — музей работает только до 17:00. Увы и ах… Утратив причины для спешки, прогуливаемся по Большой Морской — в поисках новинок краеведческой литературы исследуя полки встречных книжных лавок. Но не запланированный синоптиками дождик быстро отбивает охоту к прогулке. Сперва ненавязчивый, дождь усиливается, портя атмосферу не по-новогоднему тёплого вечера. Прячась от дождика, мы неожиданно открываем для себя симпатичную таверну — с демократичными ценами, разнообразной и вкусной кухней. Таверна украшена военными картами, видами Севастополя и портретами адмиралов, и здесь мы проводим чудесное и уютное время. На завтра планируем Фиолент, но дождик за окном советует ничего не планировать, а поспешить домой, чтобы успеть просушиться к завтрашнему утру...

3 января 2011 г.

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ...