Если бы Пушкин был блогером, то его «Капитанскую дочку» знал бы каждый второй десятиклассник. Но Александр Сергеевич – «всего лишь» светило русской литературы, а потому его произведения в ходу не у всех современных подростков.
Яркая тому иллюстрация – мнения некоторых школьников о чтении и литературе, которые опубликовал доцент кафедры русского языка, журналистики и теории коммуникации Сергей Громыко.
Пост вызвал бурную дискуссию, поэтому мы решили связаться с Сергеем Александровичем и узнать подробнее, что он думает о таком отношении к «великому и могучему».
«Написать этот пост побудило собеседование со школьниками в рамках одной гуманитарной олимпиады. Я вовсе не удивлен такими высказываниями, встречаюсь с ними очень часто. Просто здесь они сконцентрировались в одном дне и вызвали у меня сильный эмоциональный отклик, - рассказал Сергей Громыко. - Скажу прямо: вызвали раздражение. И не столько то, что говорилось, сколько как говорилось. Самоуверенно, нахально, с чувством собственного достоинства. Как будто читать литературу - удел слабых людей. Но я подчеркну: это просто несколько диалогов. Такие ответы не были массовым явлением. В основном десятиклассники адекватно оценивали роль чтения. Многие говорили, что хотели бы читать больше, но у них не хватает на это времени».
Предлагаем вашему вниманию нашумевшие диалоги с вологодскими школьниками:
***
- Кто автор романа «Что делать?»
- Ммм… Есть разные мнения по этому вопросу… Я придерживаюсь точки зрения, что это был Некрасов.
- Нет, это не так.
- Я всего лишь высказал свое мнение. Что, не имею права?
***
- Кто был главнокомандующим русской армией во время Отечественной войны 1812 года?
- Я бы не сказала, что это Кутузов… (заискивающе заглядывает в лицо), но все-таки скажу. Это был Кутузов.
***
- Когда появился Советский Союз?
- Примерно в двадцатом веке.
***
- О чем, на Ваш взгляд, повесть Н.В. Гоголя «Шинель»?
- О том, что надо быть позитивным.
- ?????
- Ну, Гоголь пишет, что, если у тебя случилась какая-нибудь неприятность, не нужно унывать и падать духом. Надо дарить улыбку и радость своим друзьям и знакомым, а не стонать постоянно. Не быть дУшным, как Акакий Акакиевич.
***
- Как Вы считаете, Тихон из «Грозы» Островского любил Катерину?
- Нет.
- Докажите это текстом.
- У меня нет под рукой текста.
- У меня тоже, но, раз я читал, я могу проанализировать эпизод.
- Я что, должна наизусть это помнить?
- Нет, но Вы можете пересказать эпизод, если Вы читали это произведение. Это же школьная программа.
- Я читала, но не собираюсь это никому доказывать.
***
- Вы много читаете?
- Только на уроках литературы.
- В смысле, готовитесь к урокам литературы по школьной программе?
- Нет. Я. Читаю. Только. На. Уроках. Литературы.
***
- Какая книга произвела на Вас наибольшее впечатление?
- «Таблетка от страха» Курпатова.
- А из художественной литературы?
- Ммм… Конституция.
***
- Что вы любите читать?
- Ничего. Я, честно говоря, вообще не читаю.
- Почему?
- Я считаю это бессмысленным времяпрепровождением.
- А ТикТок* не бессмысленное времяпрепровождение?
- Нет. Благодаря ТикТоку я развиваюсь.
***
- Какие исторические события отражены в «Капитанской дочке» Пушкина?
- Не знаю.
- Но Вы же сказали, что читали.
- Читала. Но я не обращаю на это внимание. Понимаете, я читаю не так, как Вы. Я не выискиваю в книгах разные смыслы.
Читать или не читать? Мы бы хотели услышать и от вас ответ на этот почти шекспировский вопрос. Пишите в комментариях и помните – мы здесь все очень любим русский язык и верим, что таких людей много!
* Сайт нарушает требования российского законодательства.