Имя советского художника Александра Ивановича Лактионова (1910-1972) возможно не такое известное в широких кругах, как хотелось бы, но увидев его картины однажды, в душе навсегда остается теплый сгусток воспоминаний, ностальгии и душевности.
Хочу показать вам одну из его работ, которая оказалась настолько удачно передающей искренние светлые эмоции, что в итоге художнику пришлось делать её дубликат. Работа называется «За вышиванием» и была написана в 1955 году.
На подоконнике в высотке сидит девчушка и увлеченно вышивает узор на ткани, растянутой на пяльцах. За окном у нее стоят соседние дома – сперва пониже домик, а чуть дальше – большая высотка.
Вероятно, это один из типичных зарождающихся в послевоенные годы район человейников, который в дальнейшем будут расширяться вширь и ввысь, обрастать деревьями, дорогами, магазинами …
Подоконник, как и окно, большой и широкий деревянный, но скорее всего цементный. Многие из нас уже и позабыли что это такое, давно сменив такие на пластиковые стеклопакеты.
Рядом стоит самый обыкновенный цветочный горшок из красной глины с подставленной под него обычной столовой тарелкой вместо поддона. В самом горшке цветок с редкими листьями борется за своё существование в непростых условиях.
Солнце мягко освещает девушку, которая выглядит настолько поглощенной процессом, что даже становится немного завидно ее такой простой радости от своего увлечения.
На голове косички уложенные корзиночкой с бантиками, на ногах – смешные полосатые махровые носки и чешки. Да и в платье одета она в самое простенькое ситцевое, но с рюшиками.
Атмосфера картины тихая, легкая, умиротворяющая.
Всё это детали, показывающие обычные бытовые вещи тех времен. Переданы они художником ненавязчиво, но очень точно.
Картина была представлена на выставке, куда в 1955 году привезли почетного гостя страны - премьер-министра Индии Джавахарлал Неру - для ознакомления с культурным слоем нашей Родины.
Он обошел выставку, внимательно рассматривая каждую из представленных работ, но образ девочки на подоконнике, получившийся настолько реалистичным и цельным, вызвал у него неподдельный интерес и заставил его возвращаться к ней несколько раз.
В итоге было решено подарить уважаемому гостю это полотно в знак дружбы народов. А Александру Лактионову позже пришлось снова писать этот сюжет, т.е. делать дубликат своего шедевра.
Кстати, подаренная тогда картина не канула в Лету и не осела в частной коллекции, она была передана в Национальную картинную галерею. Индии, где хранится и до сих пор.
Вот так небольшая зарисовка самой обычной бытовой ситуации того времени превратилась в итоге в художественное произведение мирового масштаба.
Примечательно, что по итогу своего визита в СССР Дж. Неру и его дочь Индира Ганди вернулись домой с полными сумками подарков – помимо упомянутой картины, например, Неру получил халат и папаху в Туркменистане. А в Артеке Индире подарили два пионерских костюма для ее сыновей.
Еще одним забавным подарком того визита можно смело назвать трактор ДТ-54 в комплекте с плугом, сеялками, культиваторами, лудильщиками, комбайнами и запчастями к ним всем. Весь этот сельскохозяйственный набор Неру выпросил взамен двух лимузинов ЗИС-110, которые советское правительство планировало ему преподнести.
В общем, индийскую делегацию в СССР встречали настолько тепло и дружелюбно, что в 1961 году Неру приехал снова. Это шутка, конечно, не за халатами он вернулся, решались серьезные государственные вопросы. Но тем не менее …
А вам по душе картина с юной вышивальщицей? Видели ее раньше?
Пишите в комментариях свои впечатления, ставьте лайк и не забывайте подписываться на канал "Блошка Барахольщица"!