Найти тему

О японских полулинкорах-полуавианосцах и их зенитных ракетах

7,3K прочитали

Из чего только все не клепали авианосцы, когда приспичило - и из недостроенных военных кораблей, и из вполне достроенных и эксплуатируемых гражданских судов... Главное было подходящие размеры и достаточно высокая скорость, у американцев даже танкеры в ход пошли.

Но только под японским флагом ходили - спереди вроде линкор, а сзади вполне себе авианосец. Хотя стоп - и в советском флоте уже много позже было нечто подобное на вид: противолодочные крейсеры "Москва" и "Ленинград"

Из чего только все не клепали авианосцы, когда приспичило - и из недостроенных военных кораблей, и из вполне достроенных и эксплуатируемых гражданских судов...

Только у нас это были плоды полёта конструкторской мысли, а японцев после поражения у Мидуэя к этому вынудили острая необходимость скорейшего восстановления хоть какого-то количества авианосцев и уже наметившийся дефицит в материальных средствах.

Вообще, на эту тему меня натолкнули кадры из старого японского фильма, вот эти:

Из чего только все не клепали авианосцы, когда приспичило - и из недостроенных военных кораблей, и из вполне достроенных и эксплуатируемых гражданских судов...-2

Что за чудовищные мачты, подумал я и стал разбираться. Скорее всего тут что-то с переформатированием размеров изображения, но сами корабли оказались очень интересными. Это линкоры "Фусо" и "Ямасиро", построенные в 1912-17 годах. Кстати, кое-какое отношение к авиации они имели, вот взлёт самолёта-разведчика с "Ямасиро" где-то в 20-21 году:

Из чего только все не клепали авианосцы, когда приспичило - и из недостроенных военных кораблей, и из вполне достроенных и эксплуатируемых гражданских судов...-3

У этих кораблей было два младших брата: "Исэ" и "Хюга", в принципе тот же проект, но несколько переработанный с учётом опыта эксплуатации предшественников. Изначально они выглядели так:

Из чего только все не клепали авианосцы, когда приспичило - и из недостроенных военных кораблей, и из вполне достроенных и эксплуатируемых гражданских судов...-4

В Первой мировой войне они не участвовали, с началом 30-х годов стали подвергаться ряду последовательных модернизаций и приобрели вот такой вид - "Исэ":

Из чего только все не клепали авианосцы, когда приспичило - и из недостроенных военных кораблей, и из вполне достроенных и эксплуатируемых гражданских судов...-5

"Хюга":

Из чего только все не клепали авианосцы, когда приспичило - и из недостроенных военных кораблей, и из вполне достроенных и эксплуатируемых гражданских судов...-6

С началом Второй мировой войны они ничем не отличились. Состояли в резерве обеспечения нападения на Пёрл-Харбор, дважды, и оба раза безуспешно, гонялись за соединениями американского адмирала Хэлси. Во время учебных стрельб в мае 1942 года на "Хюга" взорвалось орудие в кормовой башне №5. Погибло 50 человек, для предотвращения взрыва боезапаса были затоплены часть отсеков.

Во время ремонта башню восстанавливать не стали, просто заварили место, где она стояла стальным листом и поставили на него зенитки. После этого линкор ещё участвовал в набеге японского флота на Алеутские острова.

После поражения у Мидуэя было решено часть линкоров превратить в авианосцы. Выбор пал на "Хюга", поскольку он и так потерял часть своей артиллерийской мощи, и на однотипный "Исэ".

Работы начались 1 мая 1943 года. Кормовые башни(вес каждой 864 тонны) и их барбеты (каждый по 800 тонн) были демонтированы. На их месте установили полётную палубу длиной 60 метров, а под ней ангар для самолётов. Поскольку длины палубы для разбега не хватало, запуск самолётов должен был производиться двумя поворотными пороховыми катапультами, вот их видно по бортам на снимке:

Из чего только все не клепали авианосцы, когда приспичило - и из недостроенных военных кораблей, и из вполне достроенных и эксплуатируемых гражданских судов...-7

Самолёт на такой катапульте:

Из чего только все не клепали авианосцы, когда приспичило - и из недостроенных военных кораблей, и из вполне достроенных и эксплуатируемых гражданских судов...-8

План корабля до перестройки:

Из чего только все не клепали авианосцы, когда приспичило - и из недостроенных военных кораблей, и из вполне достроенных и эксплуатируемых гражданских судов...-9

И после:

Из чего только все не клепали авианосцы, когда приспичило - и из недостроенных военных кораблей, и из вполне достроенных и эксплуатируемых гражданских судов...-10

Стрелками указаны пусковые установки тех самых зенитных ракет, но о них чуть позже. Так выглядели эти гибриды после перестройки:

Из чего только все не клепали авианосцы, когда приспичило - и из недостроенных военных кораблей, и из вполне достроенных и эксплуатируемых гражданских судов...-11

По плану 9 самолетов должны были находиться в ангаре, 11 на палубе и по два на каждой катапульте. Из ангара самолёты поднимались гидравлическим лифтом. По полётной палубе они перемещались по рельсам на специальных тележках. Для предотвращения заторов на палубе были установлены 12 поворотных кругов. Ангар имел высоту 6 метров, длину 40 метров и сужается от 28 метров в ширину в передней части до 11 метров в кормовой.

Для компенсации веса снятого вооружения полётная палуба была покрыта слоем бетона толщиной 20,2 сантиметра. Кроме того, исходя из боевого опыта (вспомните гибель "Бисмарка") румпельные отделения защитили слоем бетона толщиной в 1 метр, залив его в соседние помещения.

Авиагруппа должна была состоять из колёсных пикировщиков Yokosuka D4Y Suisei "Judy" и гидросамолётов, также способных к бомбометанию с пикирования Aichi E16A Zuiun "Paul". Для подъёма последних с воды можно было использовать 4-х тонный подъёмный кран, а колёсные самолёты должны были садиться или на настоящие авианосцы, или на береговые аэродромы.

На мостике установлена ​​одна РЛС воздушного поиска Тип 21. Также установлены две РЛС надводного поиска Тип 22.

Ровно через полгода, 1 октября 1943 года закончилась реконструкция "Хюга", а 9 сентября - "Исэ".

Хотя переоборудование "Хюга" было завершено в 1943 году, отсутствие самолетов не позволяло ему действовать по предназначению до августа 1944 года, когда он присоединился к 4-й авианосной дивизии. Пока он ждал свою авиагруппу, в мае 1944 года произвели дальнейшую модернизацию зенитного вооружения и радиолокационных систем (были модернизированы радары надводного поиска Тип 22 и добавлены два радара воздушного поиска Тип 13). В сентябре 1944 г. он получил шесть 28/30-трубных пусковых установок для 127-мм зенитных ракет, установленных в спонсонах в кормовой части полетной палубы.

Вот мы и добрались до этих ракет. Я поискал, но нигде не нашёл, чтобы ещё на каком-нибудь флоте в ту войну применялись корабельные зенитные ракеты, так что тут японцы опередили всех. Кстати, такие же установки были размещены и на других уцелевших авианосцах.

Ракеты начинялись фосфором и шрапнелью. Взрыватель устанавливался на взрыв боеголовки на дистанции 1000 или 1500 метров

Из чего только все не клепали авианосцы, когда приспичило - и из недостроенных военных кораблей, и из вполне достроенных и эксплуатируемых гражданских судов...-12

Максимальная дальность полёта 4800 метров, при возвышении в 80 градусов - 2300 метров. Есть несколько нечётких снимков этих пусковых установок:

Из чего только все не клепали авианосцы, когда приспичило - и из недостроенных военных кораблей, и из вполне достроенных и эксплуатируемых гражданских судов...-13

Наводились по горизонтали и вертикали двумя наводчиками. Скорострельность - Ручной режим: стрельба одиночными парами
Автоматический: 14 пар за 10 секунд.

Нигде так и не нашёл сведений о результатах применения этого оружия. Однако есть отчёты о применении японскими истребителями фосфорных боеприпасов против бомбардировщиков американцев. Вид был весьма фотогеничный:

Из чего только все не клепали авианосцы, когда приспичило - и из недостроенных военных кораблей, и из вполне достроенных и эксплуатируемых гражданских судов...-14
Из чего только все не клепали авианосцы, когда приспичило - и из недостроенных военных кораблей, и из вполне достроенных и эксплуатируемых гражданских судов...-15

Однако по свидетельствам самих американцев, толку от этого не было никакого, кроме мелких повреждений.

В битве в заливе Лейте "Хюге" была отведена роль приманки, которой было поручено выманить американские авианосные силы из района Лейте, в результате чего в сражении у мыса Энганьо под командованием контр-адмирала Кусагавы Киёси он получил незначительные повреждения.

Во время ремонта его катапульты были сняты, так как в любом случае было мало самолетов, которые можно было использовать. Далее он использовался в качестве транспорта. Однако из-за общей нехватки топлива линкору-авианосцу отвели роль плавучей зенитной артиллерийской платформы (он имел 107 зенитных артустановок, не считая ракет) возле Насаке Джима к югу от Куре. Он был окрашен в оливково-зеленый цвет с темными пятнами для маскировки. 19 марта 1945 года подвергся нападению американской авианосной авиации и был поражён одной бомбой. Между 24 и 28 июля 1945 года он снова подвергся атаке 50 самолётами, на этот раз в него попали 10 бомб; Контр-адмирал Киёси был убит в бою 24 июля. 28 июля, во время еще одной атаки, в результате которой его родственный корабль "Исэ" был потоплен, команда "Хюги" посадила его на мель, чтобы предотвратить затопление.

Из чего только все не клепали авианосцы, когда приспичило - и из недостроенных военных кораблей, и из вполне достроенных и эксплуатируемых гражданских судов...-16
Из чего только все не клепали авианосцы, когда приспичило - и из недостроенных военных кораблей, и из вполне достроенных и эксплуатируемых гражданских судов...-17
Из чего только все не клепали авианосцы, когда приспичило - и из недостроенных военных кораблей, и из вполне достроенных и эксплуатируемых гражданских судов...-18

В итоге, как авианосцы они никак себя не проявили и зенитные ракеты выжить им не помогли. В 1947 году корабли были разобраны на металлолом.

*****

Ещё на сходную тему:

Как из танкеров делали авианосцы, а из авианосцев - танкеры
Авианосцы, переделанные из танкеров и их командиры

...........................................................................................................................................................

Полный каталог статей журнала здесь