Найти тему

Необычный окрас московских автобусов

Всем привет! Отойдём от обсуждения транспортных систем и поговорим на немного иную тематику.

Большинству пассажиров важнее всего, чтобы общественный транспорт обеспечивал своевременную и комфортную перевозку до пункта назначения. Но некоторые люди смотрят на транспорт под другим углом и обращают внимание на внешний вид подвижного состава. Особенно в крупных городах, где большой туристический поток, как, скажем, в Москве.

Автобусы "Мосгортранса" на конечной у станции метро "Тушинская".
Автобусы "Мосгортранса" на конечной у станции метро "Тушинская".

Думаю многие знают, что бренд "Московский транспорт" предполагает голубой окрас наземного транспорта. Раньше как таковой единой расцветки не было. Трамваи и троллейбусы имели самую разнообразную цветовую гамму, а почти все московские автобусы - бело-зелёную окраску, которая явно успела поднадоесть.

Автобусы ЛиАЗ-5292 на конечной станции "4-й микрорайон Митина". 2013 год.
Автобусы ЛиАЗ-5292 на конечной станции "4-й микрорайон Митина". 2013 год.

И вот для столичного автобуса сверкнул некий луч надежды, что появится хоть какое-то разнообразие в цветах.

В конце 2011 года стартовал абсолютно новый проект - маршруты-экспрессы из окраин столицы по крупным магистралям. На первом этапе открыто 4 маршрута:

  • №901 Загорье - метро "Коломенская"
  • №902 11-й микрорайон Солнцева - Киевский вокзал
  • №903 Холмогорская улица - Рижский вокзал
  • №904 4-й микрорайон Митина - Белорусский вокзал

Сейчас легко определить категорию маршрута по названию: "е" - экспрессный, "м" - магистральный, "с" - социальный. 10 лет назад планов по новой нумерации и в помине не существовало, а отличать экспрессы от других линий как-то надо.

Поэтому специально под скоростные маршруты начали закупаться автобусы ЛиАЗ-5292 в непривычной оранжевой окраске. Такую расцветку имело порядка 50 машин.

ЛиАЗ-5292 в специальной "экспрессной" ливрее на конечной станции "Загорье". Следует по маршруту №901. 2012 год.
ЛиАЗ-5292 в специальной "экспрессной" ливрее на конечной станции "Загорье". Следует по маршруту №901. 2012 год.

901 маршрут начинал работу на микроавтобусах "FIAT Ducato" (ЛиАЗы стали появляться примерно через месяц после запуска), №902 и №903 обслуживали первое время тривиальные бело-зелёные машины. Единичные автобусы перекрашивались в экспрессную ливрею на заводе СВАРЗ.

Первый ЛиАЗ-5292 в ливрее для экспресс-маршрутов, был представлен в 2011 году на выставке "Транспорт России". Источник - https://fotobus.msk.ru/photo/595216/
Первый ЛиАЗ-5292 в ливрее для экспресс-маршрутов, был представлен в 2011 году на выставке "Транспорт России". Источник - https://fotobus.msk.ru/photo/595216/

А вот под открытие 904 маршрута подвижной состав оранжевого цвета был закуплен заранее.

ЛиАЗ-5292 на маршруте №904 следует по Ленинградскому проспекту. 2014 год.
ЛиАЗ-5292 на маршруте №904 следует по Ленинградскому проспекту. 2014 год.

Запущенные в 2011-2012 годах четыре маршрута так и остались единственными, для коих предполагался подвижной состав в специальной ливрее. Впоследствии всё капитально изменилось.

ЛиАЗ-5292 на маршруте №902 следует по улице Скульптора Мухиной в Новопеределкино. 2014 год.
ЛиАЗ-5292 на маршруте №902 следует по улице Скульптора Мухиной в Новопеределкино. 2014 год.

Летом 2013 года открылся пятый скоростной маршрут №905. Его стал обслуживать 11 автобусный парк на переданных из других парков дизельных ЛиАЗах. Ну а последующие экспрессные линии запускались в эпоху нового бренда "Московский транспорт".

ЛиАЗ-5292 на маршруте №905 следует по Ленинградскому проспекту. 2013 год.
ЛиАЗ-5292 на маршруте №905 следует по Ленинградскому проспекту. 2013 год.
ЛиАЗ-5292 в бренде "Московский транспорт" следует по экспресс-маршруту №906 "1-й микрорайон Щербинки - метро "Улица Академика Янгеля". 2017 год.
ЛиАЗ-5292 в бренде "Московский транспорт" следует по экспресс-маршруту №906 "1-й микрорайон Щербинки - метро "Улица Академика Янгеля". 2017 год.

Да и на первых экспрессных маршрутах тотального превосходства "рыжиков" особо не было - привычные бело-зелёные ЛиАЗы-5292 также активно обслуживали скоростные линии. А вскоре и вовсе задумались увеличить класс автобусов.

Ну например, на 904 маршрут с конца 2014 года стали выпускать сочленённые ЛиАЗ-6213 ввиду сильно возросшего пассажиропотока. А с запуском проекта "Магистраль" оранжевые ЛиАЗы окончательно перестали ассоциироваться со скоростными маршрутами.

ЛиАЗ-6213 на маршруте №904 возле Лубянской площади. 2018 год.
ЛиАЗ-6213 на маршруте №904 возле Лубянской площади. 2018 год.

Ещё задолго до "Магистрали" и до рождения бренда "Московский транспорт" некоторые филиалы не стеснялись выпускать оранжевые ЛиАЗы на регулярной основе по другим маршрутам.

ЛиАЗ-5292 в экспрессной ливрее следует по маршруту №13. 2014 год.
ЛиАЗ-5292 в экспрессной ливрее следует по маршруту №13. 2014 год.

Как же сложилась судьба ярких оранжевых автобусов?

Немалую роль сыграли перетасовки машин между автобусными парками и формирование новых филиалов МГТ. В результате некоторые машины были обречены на долгую жизнь и в короткий срок выведены из эксплуатации. А часть "рыжиков" отправилась на завод СВАРЗ для перекраски в фирменный голубой цвет.

Оранжевый ЛиАЗ-5292 на маршруте №891. Когда-то обслуживал экспресс-маршрут №904 в 12 автобусном парке. Источник - https://fotobus.msk.ru/photo/1690568/
Оранжевый ЛиАЗ-5292 на маршруте №891. Когда-то обслуживал экспресс-маршрут №904 в 12 автобусном парке. Источник - https://fotobus.msk.ru/photo/1690568/

В начале 2022 года ГУП "Мосгортранс" передал на безвозмездной основе в Московскую область 200 автобусов, среди которых несколько ЛиАЗов-5292 оранжевого окраса: 5 автобусов пополнили автопарк Рузы, еще один достался Люберцам.

Автобусы ЛиАЗ-5292 в бывшем "экспрессном" окрасе на маршруте №21 Руза-Тучково.
Автобусы ЛиАЗ-5292 в бывшем "экспрессном" окрасе на маршруте №21 Руза-Тучково.

Когда-то труженик столичных магистралей, а теперь работяга маршрута №38 из Рузы в Дорохово.
Когда-то труженик столичных магистралей, а теперь работяга маршрута №38 из Рузы в Дорохово.

Отныне автобусы в бывшей "экспрессной" окраске эксплуатирует только 15 автобусный парк, с недавнего времени ставший частью Зеленоградского автокомбината.

-14

Причём надо отдать должное парку - несмотря на 10-летний возраст эти автобусы стабильно выходят на маршруты, да и выглядят также достойно, как в начале своего жизненного пути.

-15

На линии продолжает трудится десяток машин в "экзотичном" для столицы окрасе. Встретить их можно на северо-западе Москвы в районах Тушино, Митино, Строгино, Покровское-Стрешнево, Куркино.

Оранжевый ЛиАЗ-5292 на маршруте №199 с бортовым номером Зеленоградского автокомбината.
Оранжевый ЛиАЗ-5292 на маршруте №199 с бортовым номером Зеленоградского автокомбината.

Всем большое спасибо за внимание!

Если Вам понравилась статья, не забудьте поставить лайк и подписаться на канал.

Читайте другие публикации на канале: