Изменившийся политический контекст изменил положение Ярославля, сделав его фактически второй столицей. XVII век по праву можно считать золотым периодом для города, он стал крупнейшим культурно-экономическим центром, где активно развивались ремесла, торговля, бушевала культурная жизнь - в это время в Ярославле создаются уникальные произведения в русской иконописи и золотообработке. Через деловые связи с Поморьем и выходом на Белое море Ярославль в полную силу осваивает волжский торговый путь, соединявший центральную Россию со Средней Азией и Ближним Востоком.
Ярославские купцы основывают Гурьев на р. Урал (ныне Атырау в Казахстане), общее число ремесленников в Ярославле на тот период было даже выше, чем в Москве. Такой оборот средств нашёл свое отражение и в архитектуре - за столетие было возведено около 60 храмов, каждый из которых требовал работы иконописцев, мастеров по росписи, архитекторов, скульпторов, каменщиков и т.д.
У города сформировалась своя культурная традиция, уникальное наследие. В петровскую эпоху и далее Ярославль отойдёт на второй план во многом из-за приоритета Балтийского моря, которое обозначит своей задачей первый русский император.