Найти в Дзене
МИР (Море История Россия)

Румынский флот на Черном море (не сейчас, а в 1941-м)

О румынских эсминцах (бубновом, червовом, трефовом, пиковом) мы уже рассказывали. Какие еще "звери" были у румын?

Миноносцы (Torpiloare) тип "Nǎluca" (3 шт., не путать со "старыми" миноносцами с похожими названиями) Немцы звали их Torpedoboot.

"Năluca" Борт литера NlNL.)
Австро-венгерский миноносец (Torpedoboot)
Tb 82F (с 21 мая 1917 Tb 82) (Строит. № 51) заложен верфью "Ganz & Co. Danubius Maschinen-, Waggon- und Schiffbau A.G" 30 октября 1913, спущен 11 августа 1914, вступил в строй 30 августа 1916. В январе 1920 после раздела флота Австро-Венгрии передан Румынии, где 19 января 1921 введен в состав ВМС этой страны.

"Năluca"
"Năluca"

Турбины AEG-Curtiss по 5 тыс. л.с. Скорость 20 узлов, мог выдать до 28 узлов (кратковременно). Водоизмещение 270 тонн. Вооружение (на начало войны) две чешских 66-мм пушки "Шкода", один 20-мм автомат (к концу войны - два), 4 × 533-мм торпедных аппарата, 15 глубинных бомб.

По некоторым данным 9 июля 1941 года Năluca вместе с двумя другими кораблями ( Viscolul и Vijelia) потопил советскую подводную лодку Щ-206 недалеко от Мангалии.

В период с 26 июля по 17 сентября 1943 года Năluca участвовал в сопровождении 12 конвоев между Констанцей и Одессой. 27 августа, во время 8-го сопровождения, сопровождаемый конвой был атакован семью советскими торпедоносцами.

20 августа 1944 потоплен в Констанце советскими пикирующими бомбардировщиками "Пе-2" из 40-го бомбардировочного авиационного полка.

-3

"Sborul" Борт литера Sb. SM Tb 81 T ( Seine Majestat Torpedoboot 81T), позднее «Сборул» (Sborul) и «Муссон»

Австро-венгерский миноносец (Torpedoboot) Tb 81T (с 21 мая 1917 Tb 81) (Строит. № 473) заложен верфью "Stabilimento Tecnico Triestino" в Триесте 6 февраля 1914, спущен 6 августа 1914, вступил 2 декабря 1914 года.

Нёс активную службу в составе флота Австро-Венгрии в ходе Первой мировой войны. 14 мая 1918 года был атакован 7 гидросамолётами ВВС Италии, сбил один из самолётов и отступил на базу. 19 мая 1918 года сбил ещё один самолёт, а его экипаж попал в плен к австрийцам. В 1920 году совместно с аналогичными кораблями 74T, 75T и 80T и миноносцами типа 82F был передан Румынии. Получил название «Сборул», войдя в состав флота Румынии, модернизирован с 1926 по 1927 год. Данные те же.

5 сентября 1944 захвачен советским бронекатером БК-71 близ Кэлэраши, 14 сентября 1944 зачислен в ЧФ СССР как сторожевой корабль, с 20 октября 1944 "Муссон", 12 октября 1945 возвращен Румынии, исключен из ВМФ СССР 6 ноября 1945, модернизирован в 1946, введен в ВМС Румынии в 1946 как миноносец (Torpilorul), с 1948 эскортный корабль (Escortorul), исключен в 1959 году и в 1960 разобран на металл.

SM Tb83F, SM Tb 83, «Смеул» (рум. Smeul), «Торос»

-4

Заложен 17 ноября 1913 года на верфи «Ganz & Co Danubius» (Порто-Ре) под стапельным номером 52. Спущен на воду 7 ноября 1914 года, 21 июля 1915 года принят в состав ВМС Австро-Венгрии. 21 мая 1917 года переименован в Tb 83.

В годы Второй мировой войны участвовал в боевых действиях против СССР. 11–13 декабря 1942 г. под командованием капитана Думитру Митеску Smeul следовавший в составе конвоя, вступил в перестрелку с советским эсминцем, но был вынужден уходить, прикрывая раумботы и транспорт "Ойтуз"

29 августа 1944 года захвачен советскими войсками в Констанце. 5 сентября 1944 года на миноносце был поднят военно-морской флаг СССР, а 14 сентября он был зачислен в состав Черноморского флота в качестве сторожевого корабля. 20 октября переименован в «Торос». 12 октября 1945 года возвращён Румынии. 6 ноября 1945 года официально исключён из ВМФ СССР. В 1946 году после модернизации был включён в состав ВМС Румынии под прежним названием Smeul. С 1954 года имел обозначение E-1. Исключён из состава флота в 1958 (1959) году. В 1960 году разобран на металл.

О канонерских лодках "Гикулеску", " Думитреску" и "Штихи" мы уже рассказывали. Серия канонерских лодок типа «С» состояла из 4 единиц («Capitan Dumitrescu», «Locotenent-Comandor Stihi Eugen», «Locjtement Lepli Remus», «Sublocotenent Ghikulescu»). Лодки были построены в 1916-1917 гг. на французских верфях «Arsenal de Brest» и «Arsenal de Lorient» как авизо типа «Friponne» и приобретены Румынией в 1920 г. В 1939-1940 гг. они прошли перевооружения. Корабль «Gunboats Locotenent Lepri Remus» погиб в 1941 г., остальные были захвачены войсками СССР и вошли в строй под наименованием «Аракс» (погиб в 1945 г.), «Ахтуба» и «Ангара». Два последних возвращены Румынии после войны и были списаны в 2002 г. ТТХ корабля: водоизмещение стандартное – 375 т., полное – 443 т.; длина – 57,8 м; ширина – 7 м; осадка – 2,6 м; скорость – 15 узл.; энергетические установки – 2 дизельных двигатели; мощность – 900 л.с.; запас топлива – 30 т. соляра; дальность плавания – 3 тыс. миль; экипаж – 50 человек. Вооружение: 1х1 – 88-мм орудие; 1х2 – 20-мм зенитный автомат; 2 пулемета; 2 бортовых бомбомета.

"Sublocotenent Ghiculescu Ion" (Борт литера Gh) (с 1948 DB 1, с 1958 NH 113, с NDD 113, с 113)

-5

Французский минный тральщик (Dragueur de mines) "Impatiente" заложен верфью "Arsenal de Brest" в Бресте в 1916, спущен в 1916, введен в ВМС Франции в 1916, с противолодочная канонерская лодка (Canonnière contre sousmarins) "Mignonne" Водоизмещение 344 тонны (стандартное). Вооружение 2 × 100 мм орудия, 4 х 20-мм зенитных орудия.

Участвовала в сопровождении 17 конвоев. Предположительно 1 октября 1942 года потопила подводную лодку М-118, ( после потопления этой лодкой немецкого транспорта "Зальцбург"). Возможно, этой канонерской лодкой потоплена ПЛ Л-6.

КЛ "Sublocotenent Ghiculescu" была захвачена советскими войсками в сентябре 1944 года и была введена в эксплуатацию как Ангара. В октябре 1945 года она была возвращена Румынии и служила в качестве исследовательского судна до 2002 года.

В Севастополе
В Севастополе

Был еще Locotenent Lepri Remus" (Борт литера Lp) Но канул в Лету до войны. Французский минный тральщик (Dragueur de mines) "Chiffonne" заложен верфью "Arsenal de Lorient" в Лорьяне в 1916, с противолодочная канонерская лодка (Canonnière contre sousmarins), спущена в 1917, введена в ВМС Франции в 1917, в 1920 продана Румынии, исключена из ВМС Франции в мае 1920, передана Румынии и введена в ВМС Румынии в августе 1920, погибла 11 января 1941 близ Сулины подрыва на своей мине.

"Căpitan Dumitrescu Constantin" (Борт литера Dm)
Французский минный тральщик (Dragueur de mines)
"Mignonne" заложен верфью "Arsenal de Brest" в Бресте в 1916, с противолодочная канонерская лодка (Canonnière contre sousmarins), спущена в 1917, введена в ВМС Франции в 1917, в 1920 продана Румынии, исключена из ВМС Франции в мае 1920, передана Румынии и введена в ВМС Румынии в августе 1920,
5 сентября 1944 захвачена советскими войсками в Констанце, 14 сентября 1944 зачислена в ЧФ СССР как канонерская лодка, с 20 октября 1944
"Аракс", 10 января 1945 затонула в результате подрыва на мине в Одесском морском торговом порту, поднята в январе 1945, исключена из ВМФ СССР 19 января 1945 и передана разделочной базе "Главвторчермета" для разделки на металл.

-7

"Locotenent Comandor Stihi Eugen" (Борт литера St.) (с 1948 DB 2, с 1958 NH 112, с 1991 NH 112 "Eugen Stihi")

Севастополь после войны
Севастополь после войны


Французский минный тральщик (Dragueur de mines)
"Friponne" заложен верфью "Arsenal de Lorient" в Лорьяне в 1916, спущен в 1916, введен в ВМС Франции в 1916, с противолодочная
канонерская лодка (Canonnière contre sousmarins), в 1920 продана Румынии, исключена из ВМС Франции в мае 1920, передана Румынии и введена в ВМС Румынии в августе 1920,
в 1921, 1923, 1924 и в 1936 использовалась как учебное судно, 5 сентября 1944 захвачена советскими войсками в Констанце, 14 сентября 1944 зачислена в ЧФ СССР как канонерская
лодка, с 20 октября 1944
"Ахтуба", 12 октября 1945 возвращена Румынии в Галаце, исключена из ВМФ СССР 6 ноября 1945, 4 ноября 1945 введена в ВМС Румынии как канонерская
лодка (Canoniera), в 1947 переоборудован в базовый тральщик (Dragor de bază), в 1947 и 1948 использовался как учебное судно, с 1958 по переоборудован в гидрографическое
судно (Nava Hidrografică), с 1967 по 1970 модернизировано верфью Şantierul Naval "2 Mai" в Мангалии и с 1 августа 1970 использовалось как учебное судно, с 1994 вновь
использовалось как гидрографическое судно, исключено в 2003, поставлено на осушку из-за угрозы затопления, отремонтировано, в 2011 находилось в Мангалии.

-9

(Продолжение следует)