CRM-система – это инструмент предпринимателей и владельцев бизнеса, предназначенный для полноценного и качественного взаимодействия с клиентской базой. В настоящее время CRM для малого бизнеса представлена в виде программы, которая автоматизирует весь процесс работы с клиентами. В ней содержится актуальная информация о всех действиях и операциях, совершенными людьми за весь или определенный период времени: покупки, заказы, обращения. Именно поэтому CRM расшифровывается, как Customer Relationship Management – «управление отношениями с клиентами». Благодаря CRM-системе решаются немаловажные задачи для каждого предпринимателя: оптимизация маркетинга, увеличение товарооборота, повышение лояльности к покупателям. Помимо этого, система отвечает на самый главный вопрос для владельцев бизнеса: понять потребности клиента и гарантированно довести его до результата.
CRM система выполняет восемь основных функций:
- сбор актуальной клиентской базы;
- сохранение информации по всем действиям клиентов и сотрудников компании в виде истории сделок;
- упрощение работы с документами и документооборотом в целом;
- автоматизация бизнес-процессов на всех этапах работы;
- анализ и совершенствование инструментов по выполнению задач, тайм-менеджменту сотрудников и маркетингу;
- предоставление отчетности по завершенным задачам в автоматическом режиме;
- автоматизация рабочих процессов менеджеров компании;
- контроль за тарифной политикой.
В рейтинг самых оптимальных и востребованных на 2023 год crm для малого бизнеса входят 5 программ. Все они прочно закрепились на российском рынке. Каждая система по-своему уникальна и отличается от предыдущей стоимостью своего ежемесячного использования.
ТОП-5 лучших CRM-систем для малого бизнеса
Bitrix24
Пожалуй, эта платформа чаще всего фигурирует в ответе на вопрос "Какая лучшая СRM для малого бизнеса?". Она отличается мощным функционалом для организации работы компании на всех стадиях развития. Возможности Bitrix24 позволяют ее применять не только для малого, но и среднего и крупного бизнеса. Об этом свидетельствует комплексность системы, благодаря которой управлять продажами и маркетингом довольно просто, а служба HR-поддержки настраивается легко и быстро.
Преимущества:
- возможность создавать неограниченное количество групп пользователей и рабочих групп;
- удобство в организации эффективной внутренней коммуникации;
- упрощенная система документооборота – всю важную информацию и данные можно централизовать;
- интуитивно понятная постановка задач владельцу бизнеса и сотрудникам;
- хранение информации по сделкам в удобном виде.
Недостатки:
- временное зависание программы и ее медленная работа, особенно в период загруженности: в этой ситуации достаточно несколько раз обновить Bitrix24;
- сложный интерфейс, в результате чего навигация по программе может быть затруднена.
Стоимость Bitrix24 в зависимости от тарифных планов составляет от 1743 до 69 993 рубля в месяц. Бонусом является то, что есть бесплатная версия системы, способная работать с неограниченным количеством пользователей.
amoCRM
Данная система отличается простотой в использовании и надежностью. Ей доверяют многие предприниматели и пользователи, в результате чего она заработала исключительно положительную репутацию.
Преимущества:
- простой и неперегруженный интерфейс;
- быстрота освоения программы (в среднем на изучение системы уходит полчаса);
- сбор заявок со всевозможных источников;
- легкость по отслеживанию всех действий по работе с клиентами;
- удобная коммуникация между сотрудниками и тщательно проработанная телефония;
- качественная аналитика в процессе мониторинга отдела продаж;
- возможность внедрения и доработок через API.
Недостатки:
- функционал системы сосредоточен в большей степени на продажах и учете клиентской базы, чем на внутренних бизнес-процессах;
- оплата на использование программы предусмотрена минимум на 6 месяцев: в этом случае необходимо платить за полгода сразу.
Стоимость ежемесячного использования программы составляет от 499 до 1499 рублей + доступна бесплатная версия на 14 дней. amoCRM лучшая crm для малого бизнеса в плане долгого использования (система существует почти 15 лет).
CRM Простой Бизнес
Система отлично подойдет для управления бухгалтерской и складской документацией, а также для торговли, салонов красоты, фитнес-центров и др. Ключевые возможности: работа с заказами и операциями, связанными с отчетами предприятий, а также создание простых сайтов и интернет-магазинов.
Преимущества:
- возможность работать как в режиме онлайн (веб-версия), так и в оффлайн (специальные версии);
- постоянное обновление функционала в зависимости от запроса клиента;
- удобная телефония и SMS-рассылки с возможностью оповещения предпринимателей и сотрудников;
- простота в проведении конференций как для сотрудников, так и для клиентов.
Недостатки:
- невозможность связаться со службой поддержкой в ночное время суток;
- групповое обучение довольно дорогое и стоит 10 000 рублей на 10 сотрудников;
- нет возможности интеграции с другими SMS-сервисами.
Стоимость использования CRM Простой Бизнес начинается от 2093 рублей в месяц. Разработчики предусмотрели бесплатный пробный период программы на 1 месяц.
RetailCRM
Отечественная CRM-система, которой уже 10 лет. Возможности данной программы предусмотрены в первую очередь для работы с интернет-магазинами. Поэтому система отлично подойдет для малого бизнеса, который работает в онлайн-режиме. Легко взаимодействует с популярными социальными сетям, что немаловажно для клиентов.
Преимущества:
- адаптирование программы к узким специализациям;
- простота в подборе и использовании инструментов для рассылок;
- встроенный конструктор при создании и внедрении интернет-магазина;
- интеграция с многочисленными маркетплейсами (Ozon, Wildberries и др.).
Недостатки:
- отсутствие функции выгрузки данных из CRM;
- непростая настройка, для понимания которой необходима помощь специалиста.
Стоимость RetailCRM составляет от 1350 рублей/месяц. Один пользователь может воспользоваться бесплатной 14-дневной версией программы.
ClientBase
Довольно известная CRM-система отечественной разработки. В первую очередь рассчитана на полную автоматизацию. Именно поэтому ключевыми возможностями ClientBase являются: интегрированная генерация документов и полная фильтрация базы данных.
Преимущества:
- встроенные функции по созданию рабочих электронных таблиц;
- интуитивно понятный бекап;
- множество разнообразных плагинов, которые позволяют сделать CRM-систему универсальной.
Недостатки:
- сложность первых настроек системы;
- обязательное сопровождение специалиста.
Стоимость использования ClientBase составляет от 1500 рублей каждый месяц.
Как видно, все представленные CRM-системы очень полезны в малом бизнесе. Их выбор зависит от специфики деятельности организации и интересов человека. Именно поэтому программы так часто используются в малом бизнесе и обычными пользователями.
Таким образом, CRM-системы незаменимы в любой сфере как малого, так и среднего и крупного бизнеса. Благодаря ним автоматизирован и оптимизирован весь процесс по работе с клиентами, что положительно сказывается на будущей прибыли предприятия. Одними из лучших CRM-систем в России являются рассмотренные Bitrix24, amoCRM, CRM Простой Бизнес, RetailCRM и ClientBase.