29. 01. 23 прошла встреча Дискуссионного клуба, посвященная разбору книги Платона "Государство". Взятой к рассмотрению, как книга актуальная для истории философии, политики и психологии.
"Государство" Платона совсем не является идеалистической утопией, в том смысле, как это обычно представляют, как нечто оторванное от реалий. Напротив, это был проект, основанный на Платоновском миксе тех форм правления и экономики, которые существовали в его эпоху.
В отличии от Сократа, сына каменотеса и повитухи, то есть, гражданина свободного, даже принимавшего участие в политике, но все же человека не из элит, Платон был из самого знатного древнего рода. Все предки Платона занимались политикой. Кодр - афинский царь, Солон - известный государственный деятель и мудрец, давший в VI в Афинам законы.
Мать Платона, после смерти мужа, вышла замуж за друга Перикла, богатейшего и известного политика. Все предки Платона - политики, участники войн и гос. переворотов. В годы юности Платона, его двоюродный дядя - Критий, и младш. брат матери - Хармид, состояли в правлении "30 тиранов".
С детства Платон был по роду предназначен политике. Но по своему складу, до встречи с Сократом, его увлекала поэзия. Сократ, человек искавший истину, и слушавший голос своего даймона (высшей части души), потряс юного Платона тем, что в череде политических интриг ни разу не поступил против совести, в то время как все прочие люди у власти, включая всех его родственников, управлялись или личными выгодами, используя софистические приемы воздействия для манипуляции электоратом, либо управлялись страхом пойти против мнения большинства.
Дважды Сократ был участником политических событий:
1) В 406 г. до н.э., когда он возглавлял "совет 500" - демократическую форму власти в Афинах (дошла его очередь быть эпистратом - главой собрания), в котором были представлены 10 демов (районов Афин). Решение, которое предстояло принять в этот день - казнить или не казнить 10 стратегов, вернувшихся с Пелопонесской войны, которые не захоронили по надлежащему обряду своих воинов, по причине поднявшейся бури. Сократ отказался выносить смертный приговор, хотя все прочие готовы были его привести в силу. Вопрос был решен переносом дня голосования. И следующим днем, другие представители совета 500, занявшие свои кресла, единодушно приговорили всех к казни. Конечно, поведение Сократа, смевшего противостоять мнению большинства, поражало всех жителей Афин! Поэтому несколько братьев Платона и многие другие аристократы были увлечены Сократом. Одним известным учеником Сократа был и знаменитый историк Ксенофонт, также писавший диалоги о Сократе.
2) В 404 г. до н.э. когда в правление 30 тиранов (404-403гг.), как свободный гражданин, он был избран с миссией доставить и арестовать Леонта (богатого влиятельного человека), чтобы тот был казнен в Афинах, так как тираны хотели захватить его имущество. (Каждый из 30 тиранов по закону ими изданному мог арестовать одного метека, убить его и конфисковать имущество. В правлении тиранов погибло 1500 афинян. В итоге, при помощи Фив, тиранов свергли, большинство из них были убиты). Сократ отказался повиноваться, что было довольно рискованно для его собственной жизни.
Наконец, в последующий период демократии, 70-ти летний Сократ сам был доставлен на суд, приговоривший его в казни. Уже в период снова возвратившегося демократического правления. Однако, не долго обвинители Сократа Анит и Мелет праздновали свою победу, они также в итоге были приговорены к казни как безбожники.
Все эти события сильно повлияли на Платона, окончательно потерявшего интерес к власти в своих родных Афинах, какую бы форму (демократическую или тираническую) она не принимала. Он, вдохновленный примером Сократа, стал искать корень решения проблемы в другом. Не в самой форме правления, а прежде всего во внутренних качествах политиков. Однако, решая вопрос максимально эффективного воспитания этих качеств, на старости лет он сам приблизился к тоталитарным взглядам.
Этому способствовала и обстановка в его родных Афинах.
Афины, в которых прошла юность и зрелость Сократа, были золотым веком расцвета Афин, после завершившейся победы греков над персами. Национальная гордость, поднятие ремесел, искусств, философских кружков, включая встречи элит при дворе Перикла, в которых участвовали жена Перикла, Аспасия, юный Сократ, философ Анаксагор и др.
Затем Афины были втянуты в гражданскую, междуполисную войну со Спартой - Пелопонесскую войну. Которую Афины проиграли. Лишившиеся флота, денег, припасов, вынужденные по условиям договора срыть стены, сдать флот, отказаться от заморских владений, Афины были в разрухе: увеличение криминала, интенсификация миграции, мародерство имущества храмов, дворцов, падение духа и веры граждан, фрустрированных и легко управляемых любыми тиранами. Эти морально изможденные люди и голосовали за казнь Сократа.
После казни Сократа Платон отправляется в путешествие. По данным разных античных источников, ему приписывают посещение Вавилона, Финикии, Израиля, Египта, где он знакомился с законами этих народов. В Египте, спустя 300 лет, путешественникам все еще показывали дом, в котором жили Платон и сопровождающий его ученик Евдокс. Точных данных об этом нет, но таких путешествия в те времена были обычным делом. Путешествовали Пифагор, Солон, Геродот, Ксенофонт, который долго жил в Персии при дворе Артаксеркса и Кира, изучая эту страну. Былая война совсем не повлияла на взаимный интерес персов и греков. Знатный перс Митридат воздвиг в Академии статую Платона, работы Силаниона, с посвятительной надписью.
Окончательным завершением философской зрелости Платона были две его поездки на Сицилию. Первая - к тирану Дионисию Старшему, в 38 лет. Вторая - к Дионисию Младшему в 60 лет. Инициатором обеих поездок, был философ и друг Платона - Дион, женатый на дочери Дионисия Старшего и также мечтавший создать из грубого вульгарного строя, бесконечного пирования элит, государство содействующее развитию философии, наук и искусств.
Дионисий Старший был не чужд философии и поэзии (даже посылал свои стихи и драмы на конкурс в Афины), и хотя был простым стратегом, захватившим власть подкупом армии, с удовольствием приближал к себе разных философов, для бесед на пирах. Судя по переписке между собой разных учеников Сократа - ездить к Дионисию любили и некоторые другие ученики Сократа, также и пифагорейцы. Логика была такая: повлиять на политику полиса, управляющегося группой людей, исправляя их нравы, бесконечно трудная задача. Оказать же коллективное влияние на одного тирана - казалось бы проще.
Однако, закончилось это предприятие для Платона тем, что Дионисий посадил его на корабль и велел или убить или продать его в рабство. Платона продали, но тут же выкупил человек, узнавший его. В 60 лет Дион снова стал уговаривать его попытать счастье с Дионисием Младшим. Это предприятие оказалось так же тягостным для Платона. Первое время Дионисий и его поданные увлеченно рисовали палочками на песке геометрические фигуры, постигали науки и абстрактные идеи, но вскоре отношения с Дионисием накалились. Долгое время он оказался практическим запертым в его дворце, мечтая уехать, едва перенося зависимость от прихотей тирана. Его друг Дион был убит. Наконец, ему удалось уплыть назад в родные Афины и уже до старости заниматься философией в созданной им Академии.
За свой век Платон повидал всевозможные беды человеческого общества - войны, несправедливые корыстные правления, интриги, придворные убийства, манипуляции сознанием. Это не был некий далекий от жизни, "кабинетный" идеалист. Это был человек постоянно находящийся в пучине всевозможных судебных процессов, следивший за логикой людей, человеческими склонностями, психологией. И вот, на старости лет, он снова берется за свой труд "Государство", которое он уже начинал писать в юности, и за "Законы".
***
Дорогие читатели, не забывайте, что ваши лайки делают информацию доступней. Подписавшись на канал, вы узнаете массу всего достоверного и интересного!
___☝🏻___
О современных глобальных политических тенденциях пишу здесь: