Найти тему
Ольга Атман

Римская империя на фресках I в. н.э. Загадка черепа быка ("букраний")!

Если бы кто-то сказал мне в школьные годы, что к среднему возрасту я превращусь в охотника за римскими фресками, и буду часами зависать с фотоаппаратом в музеях Неаполя, Рима, Помпеях и Геркулануме, и в других центрах античной культуры, я бы очень удивилась.

В итоге я насобирала таких интересных вещей, не поделиться которыми было бы преступлением, поэтому я смонтировала клип, чтобы вы погрузились в атмосферу по полной программе! Клип в конце статьи!

С чего началась моя любовь к античности?

В том числе с Платона. Он остался одним из ярких первых впечатлений. На 1-м курсе философского факультета все проходят его диалоги. И вот, весной, засев на лавочке во дворе с книжкой "Диалогов" Платона, я провалилась в жизнь Афин V-IV века до н.э. Бродила вместе с Сократом по улицам, присутствовала на пире, сидела под платаном у ручья. И те, кто вкусил этой радости, как правило, уже остаются навсегда с Платоном в душе.

Примерно в 2005 году я съездила впервые в Грецию, конечно, в Афины, Дельфы, Эпидавр, и меня захватил этот дух древности этих мест на земле, где в некоторых точках время остановилось, всё так же на руинах античных храмов пасутся козы, звеня колокольчиками, лениво ходят пастухи. Каков был этот сельский быт с его оргиастическими праздниками, нападениями пиратов, святилищами нимф в пещерах... можно прочесть в увлекательном романе II в. н.э. "Дафнис и Хлоя".

Конечно, от уличных святилищ и огромных храмов остались только руины, но мы можем вообразить какими они были, благодаря античным художникам. Например, одно из открытий, которое меня очень впечатлило - это головы быков.

До сих пор мы не редко встречаем барельефы с головами быков на особняках и в интерьерах, начиная с эпохи Возрождения, барокко, кончая неоклассицизмом начала XX столетия. Они называются букрании, от др. греч. βουκράνιον — череп быка. Начались эти изображения в массовом порядке примерно в III в. до н.э. В обрамлении гирлянд, букраниями повсеместно украшали саркофаги, храмы и алтари.

Архитрав с букраниями. III—II век до н. э. Бургас, Археологический музей.
Архитрав с букраниями. III—II век до н. э. Бургас, Археологический музей.
Фрагмент алтаря. 30 г. до н. э. Лукка, Национальный музей виллы Джуниджи
Фрагмент алтаря. 30 г. до н. э. Лукка, Национальный музей виллы Джуниджи
Алтарь IVв. н.э. с изображением Деметры и Персефоны. Археологический музей, Афины.
Алтарь IVв. н.э. с изображением Деметры и Персефоны. Археологический музей, Афины.

Но кто бы мог подумать, что эти каменные букрании- лишь архитектурное следствие первоначальных украшений - свежесрубленных и повешенных на святилища голов быков!

Эта идея посетила меня при обнаружении вот этой фрески I в. н.э. из Неапольского Археологического музея:

Фреска со стены Villa di Boscotrecase. Авторская цветокоррекция.
Фреска со стены Villa di Boscotrecase. Авторская цветокоррекция.

Настоящая голова быка висит на колонне святилища!

Посмотрим на увеличении:

-5

Возможно, у вас возникнет вопрос - и что же такого необычного в этом? Ну, голова быка! Что меня в этом цепляет?

Античность - это уникальный феномен - с одной стороны, вполне себе цивилизация, философия, начало наук, искусства, архитектура - с другой - все это имело под собой базис тысячелетней магической архаики, которая сквозила во всем и наполняла жизнь людей. Этот контраст, с одной стороны - современного критического мышления, с другой - всех архаических культов и круглосуточных жертвоприношений, хорошо отражен в философских трактатах Цицерона "О природе богов", "О дивинации".

Помимо того - это атмосфера! Глядя на эти пейзажи античной жизни легко представить себя там. Представьте...

Вот вы бредете в сумерках через лес...

Издали вы уже чувствуете запах ладана и жженого мяса, вы направляетесь по его следу, и выходите к святилищу! Вот появляется свет уличных светильников - масляных лампад, играющий тенями на кустах и стене... На ступенях лежат заготовленные длинные факелы, играют в кости сторож и пара пьяных загулявших пастухов.

-6
Пейзаж с пасущимися животными. Фреска из Помпей (VI. 1. 7).
50—79 гг. н. э. Инв. № 9488. Неаполь, Национальный археологический музей, Зал LXXIV.
Пейзаж с пасущимися животными. Фреска из Помпей (VI. 1. 7). 50—79 гг. н. э. Инв. № 9488. Неаполь, Национальный археологический музей, Зал LXXIV.
Сельская часовня сацеллум. Фреска из Геркуланума (Вилла Папирусов).
I в. Инв. № 9423. Неаполь, Национальный археологический музей.
Сельская часовня сацеллум. Фреска из Геркуланума (Вилла Папирусов). I в. Инв. № 9423. Неаполь, Национальный археологический музей.

А может быть вы набрели на заброшенное святилище? И слышите только перекличку и взмахи крыльев ночных сов при полной Луне.

-9

Надеюсь, мне удалось вас немножко заразить своей любовью к античности и вам уже не терпится увидеть другие, еще более захватывающие, сакральные местечки. Тогда вперед! Увлекательного просмотра! Для желающих погрузиться в детали - доступно лучшее качество - HD 1080.

Другие мои статьи на схожую тему:

Мистические истории античности. Пещера Трофония!

Друзья, если вам было интересно - не забывайте поставить лайк. Подписывайтесь, чтобы не пропустить обновления!