Найти тему
Запретные Темы Истории

Путь к очевидности: сосуды Древнего Египта

Предыдущую публикацию по данной теме вы можете прочитать по этой ссылке.

Раз уж речь зашла о каменной посуде, привожу замечательную таблицу использования различных пород камня для изготовления каменных сосудов в Древнем Египте в разные периоды.

Каменные материалы используемые для изготовления артефактов в Древнем Египте в разные периоды  (Stone vessel materials used over ancient Egyptian history (Aston 1994, Lilyquist 1995, Nicholson & Shaw 2000)
Каменные материалы используемые для изготовления артефактов в Древнем Египте в разные периоды (Stone vessel materials used over ancient Egyptian history (Aston 1994, Lilyquist 1995, Nicholson & Shaw 2000)

Обратите внимание, что базальтовые и диоритовые сосуды, т.е. изделия из самых твердых из имеющихся в наличии пород камня, судя по данным археологов, производили в период от культуры Нагада І до Древнего Царства. А преддинастический период самый плодотворный по каменным изделиям. Это не странно?

Вот представьте, вам попадается под ноги булыжник. Вы, как человек в здравом уме, хоть на миг задумаетесь о том, что из этого булыжника можно сделать кувшин? Ответ может быть положительным только в одном случае. В случае, если у вас есть соотвествующие инструменты и навыки для этого. А просто поднять каменюку с земли и уже потом думать - а как же мне из нее сосуд сработать… Изобретать токарный станок под идею каменной вазы – это даже не лошадь впереди телеги, а еще бессмысленнее. Кто-нибудь, когда-нибудь в истории человечества так делал? Насколько я знаю мировую археологию, примеры, которые могут быть тут приведены – это именно те самые осколки древнейшей высокоразвитой цивилизации. И уже видя эти примеры, древние люди следовали им, знали, что это возможно и… роскошно что-ли, по-божески.

И своих впечатлений хочется добавить. К сожалению, я не была в Египте. Древнеегипетские артефакты видела только в Музее изобразительных искусств им. Пушкина в Москве. Осмотр экспозиции мы начали с конца – от позднего к раннему. Признаться, я была разочарована. Все каменные сосуды, очень изящные, были изготовлены явно вручную.

Маленькая каменная ваза из змеевика. Late Predynastic-Early Dynastic Period, ca. 3200-2900 BC H. 3 1/2 in. (8.8 cm.) Ex French collection; acquired at the Drouot in Paris, December 1995; H.W. collection, New York.
Маленькая каменная ваза из змеевика. Late Predynastic-Early Dynastic Period, ca. 3200-2900 BC H. 3 1/2 in. (8.8 cm.) Ex French collection; acquired at the Drouot in Paris, December 1995; H.W. collection, New York.

На фото сглаживаются издержки ручной работы. При визуальном осмотре заметно намного больше. Если потрогать руками, то, наверное, еще показательнее будут неровности поверхности изделий. Фото у меня получились плохого качества, поэтому примеры привожу из интернета:

Изделия из одного погребения - Nagada, Tomb T 16, окооло 3300 гг (Археологический музей Питри, Лондон)
Изделия из одного погребения - Nagada, Tomb T 16, окооло 3300 гг (Археологический музей Питри, Лондон)
Изделия из одного погребения - Nagada, Tomb T 16, окооло 3300 гг (Археологический музей Питри, Лондон)
Изделия из одного погребения - Nagada, Tomb T 16, окооло 3300 гг (Археологический музей Питри, Лондон)

«Поражает, как незатейлива керамика и уже весьма хороша  эта каменная ваза. Такое впечатление, что “токарный станок” изобрели существенно раньше гончарного круга. И в самом деле, гончарный круг в Египте появился в начале 3 тыс. до н.э, и, может быть из приспособления для обработки камня».

Большая часть древнеегипетских каменных сосудов не может быть отнесена к высокотехнолгичным:

Сверленый сосуд. Музей изобразительных искусств им. Пушкина. Фото Оксаны Люти.
Сверленый сосуд. Музей изобразительных искусств им. Пушкина. Фото Оксаны Люти.

На прекрасной гранитной статуе Анубиса в музее хорошо просматривались следы обработки, вероятно, зубилом, каверны, не полностью сглаженные шлифовкой. Так что я полностью согласна: древние могли многое. Однако…

Заканчивая осмотр мы приблизились к стенду, посвященному культуре Нагада. Глиняные лепные кривенькие сосудики.. Заготовки под каменные сосуды… И сами каменные сосуды…. Совершенство. В витрине у двери находилось каменное, видимо базальтовое, блюдо. Оно безупречно. Глаз не нашел ни единого изъяна в любых ракурсах. Поверхность без каверн, без волнистости. Это похоже на отливку из пластмассы:

Блюдо. Музей изобразительных искусств им. Пушкина. Фото Оксаны Люти.
Блюдо. Музей изобразительных искусств им. Пушкина. Фото Оксаны Люти.

Подобного рода сосудов в экспозиции несколько штук, капля в море. Не стоит аргументировать ручное изготовление этих безупречных ваз тем, что рядом стоят каменные недоделки, - тезис слабый. Поскольку истинные авторы могли не доделать некоторые сосуды и люди пытались закончить их работу. И подражание с ноля тоже возможно. Что хорошо иллюстрируется множеством каменных сосудов позднейших периодов – научились. Но разница вполне уловима. (М. Мартынюк)

Продолжение следует...

Каменные вазы из Саккарской коллекции в Каирском музее. Автор фото: Маргарита Изотова
Каменные вазы из Саккарской коллекции в Каирском музее. Автор фото: Маргарита Изотова

#история #наука #древниецивилизации #загадкиистории #древниетехнологии #пирамиды #египет #каменныевазы #сосуды