Предыдущую публикацию по данной теме вы можете прочитать по этой ссылке.
Раз уж речь зашла о каменной посуде, привожу замечательную таблицу использования различных пород камня для изготовления каменных сосудов в Древнем Египте в разные периоды.
Обратите внимание, что базальтовые и диоритовые сосуды, т.е. изделия из самых твердых из имеющихся в наличии пород камня, судя по данным археологов, производили в период от культуры Нагада І до Древнего Царства. А преддинастический период самый плодотворный по каменным изделиям. Это не странно?
Вот представьте, вам попадается под ноги булыжник. Вы, как человек в здравом уме, хоть на миг задумаетесь о том, что из этого булыжника можно сделать кувшин? Ответ может быть положительным только в одном случае. В случае, если у вас есть соотвествующие инструменты и навыки для этого. А просто поднять каменюку с земли и уже потом думать - а как же мне из нее сосуд сработать… Изобретать токарный станок под идею каменной вазы – это даже не лошадь впереди телеги, а еще бессмысленнее. Кто-нибудь, когда-нибудь в истории человечества так делал? Насколько я знаю мировую археологию, примеры, которые могут быть тут приведены – это именно те самые осколки древнейшей высокоразвитой цивилизации. И уже видя эти примеры, древние люди следовали им, знали, что это возможно и… роскошно что-ли, по-божески.
И своих впечатлений хочется добавить. К сожалению, я не была в Египте. Древнеегипетские артефакты видела только в Музее изобразительных искусств им. Пушкина в Москве. Осмотр экспозиции мы начали с конца – от позднего к раннему. Признаться, я была разочарована. Все каменные сосуды, очень изящные, были изготовлены явно вручную.
На фото сглаживаются издержки ручной работы. При визуальном осмотре заметно намного больше. Если потрогать руками, то, наверное, еще показательнее будут неровности поверхности изделий. Фото у меня получились плохого качества, поэтому примеры привожу из интернета:
«Поражает, как незатейлива керамика и уже весьма хороша эта каменная ваза. Такое впечатление, что “токарный станок” изобрели существенно раньше гончарного круга. И в самом деле, гончарный круг в Египте появился в начале 3 тыс. до н.э, и, может быть из приспособления для обработки камня».
Большая часть древнеегипетских каменных сосудов не может быть отнесена к высокотехнолгичным:
На прекрасной гранитной статуе Анубиса в музее хорошо просматривались следы обработки, вероятно, зубилом, каверны, не полностью сглаженные шлифовкой. Так что я полностью согласна: древние могли многое. Однако…
Заканчивая осмотр мы приблизились к стенду, посвященному культуре Нагада. Глиняные лепные кривенькие сосудики.. Заготовки под каменные сосуды… И сами каменные сосуды…. Совершенство. В витрине у двери находилось каменное, видимо базальтовое, блюдо. Оно безупречно. Глаз не нашел ни единого изъяна в любых ракурсах. Поверхность без каверн, без волнистости. Это похоже на отливку из пластмассы:
Подобного рода сосудов в экспозиции несколько штук, капля в море. Не стоит аргументировать ручное изготовление этих безупречных ваз тем, что рядом стоят каменные недоделки, - тезис слабый. Поскольку истинные авторы могли не доделать некоторые сосуды и люди пытались закончить их работу. И подражание с ноля тоже возможно. Что хорошо иллюстрируется множеством каменных сосудов позднейших периодов – научились. Но разница вполне уловима. (М. Мартынюк)
Продолжение следует...
#история #наука #древниецивилизации #загадкиистории #древниетехнологии #пирамиды #египет #каменныевазы #сосуды