Найти в Дзене
Блог Эвелины Гаевской

Аватар: Путь воды. Символизм фильма

Оглавление
Путь воды не имеет ни начала, ни конца.
Путь воды объединяет все. То, что было до рождения, и то, что будет после смерти.
Вода соединяет все, жизнь со смертью, тьму со светом.

.

Отец—защитник. В этом его предназначение.

.

О Великая Мать, спаси нас!

К/ф «Аватар. Путь воды»

Моя оценка «Аватар: Путь воды» на Кинопоиске — 10

Афиша к фильму Аватар 2, Википедия
Афиша к фильму Аватар 2, Википедия

Знаете, что такое «культовый фильм»? Это фильм, отразивший и определивший систему ценностей и поведение целого поколения.  Это фильм, оказывающий влияние на коллективное сознание людей на годы вперёд.

Иногда влияние культовых фильмов распространяется на какую-то часть общества, иногда влияние оказывается в планетарном масштабе.

К таким культовым масштабным фильмам, несомненно, относится «Матрица» Вачовски. И, разумеется, «Аватар».

Джеймс Кэмерон в принципе снимает культовые фильмы, как вы знаете.

Я ждала второй части этого фильма с 2009 года.

Сегодняшняя статья — мои впечатления от нового «Аватара».

Я хочу поговорить именно о символах и метафорах, которыми так насыщен этот фильм.

Возможно, могут быть спойлеры, поэтому, если вы ещё не смотрели фильм, лучше сначала посмотрите. Я предупредила)

Эвелина Гаевская, соцсети @evelinagaevskaya
Эвелина Гаевская, соцсети @evelinagaevskaya

Меня зовут Эвелина Гаевская , я практикующий психолог, веду этот канал об изменении поведения людей в новом информационном мире.

Ещё рецензии на фильмы в подборке

Кино глазами психолога 

Рубрика #чтопосмотреть_eg

Я лично придерживаюсь идеи, что любой культовый фильм— всегда символичен и затрагивает архетипические смыслы.

В западных фильмах для меня очень сильно заметно влияние психоанализа, почти всегда. Я вообще уверена, что сценаристы как минимум консультируются с психоаналитиками при написании тех или иных сцен. 

И на мой взгляд, чаще всего и наиболее ярко в западном кинематографе акцентируются Эдипов комплекс и комплекс Электры. Да, краеугольные камни психоанализа.

Во втором Аватаре основная сюжетная линия тоже строится вокруг конфликта отцов и детей, вокруг эдипова комплекса.

Символы власти отцов

Традиционный патриархальный миф — это про то, что власть и трон ослабевшего отца сын забирает себе. Чтобы стать патриархом, надо «убить» патриарха.

Традицию эту очень ярко обозначает миф о Зевсе, точнее, о «семейном сценарии» перехода власти в трёх поколениях, в триаде богов-отцов: Уран-Кронос-Зевс.

И развивается тема, конечно, в трагическом мифе об Эдипе.

Ритуальная сцена передачи патриархальной власти в Аватаре 2: Джейка убивает новый вождь племени, после чего вся семья Джейка уходит из племени.

Более «щадящий» вариант передачи патриархальной власти— это когда сын получает «трон» (статус, власть-ответственность, силу) в наследство (кстати, именно эта тема в основе дискриминации женщин, но в этой статье не об этом). Если у отца-царя-вождя нет сына, он передаёт «трон» любимой дочери.

Символическая сцена в Аватаре 1: отец Нейтири перед смертью передаёт ей свой лук со словами: «Защити свой народ». 

Кадр из фильма Аватар 1, сцена смерти отца Нейтири
Кадр из фильма Аватар 1, сцена смерти отца Нейтири

Патриархат — дословно «власть отцов». Современный патриархат не оставляет сыновьям шансов. Либо надо стать как отец, то есть занять его «трон», либо питать собой власть отца, служить чужой власти ценой своей жизни.

Система сама себя пожирает

Современные отцы-патриархи живут долго и счастливо, благодаря технологиям и концентрации мировых ресурсов в руках примерно 1% населения планеты. Если у патриарха есть возможность сделать свою жизнь продолжительной (вспомните Рокфеллера, с его то ли восемью, то ли девятью пересаженными сердцами), то «трон» занят, сыновьям к власти не подобраться.

И патриархальная система начинает «пожирать» своих детей.

В «Голодных играх» очень недвусмысленно это показано, между прочим.

В Аватаре, и в первом, и во втором, об этом тоже. Воинская элита обслуживает коммерческие интересы кучки людей, опустошая целые планеты. 

Там нет зелени, они убили свою мать, и здесь сделают тоже самое. 
Аватар 1 

Во второй части Джейк называет себя солдафоном и проявляет себя как довольно авторитарный отец, для которого важна дисциплина и подчинение правилам, а тот факт, что у сына идёт кровь— несущественнен.

Отсылка к майорату

В отношениях между Джейком и его сыновьями, на мой взгляд, есть эта четкая западная традиция — майорат. Яркие последствия майората — буржуазные революции в Европе, разрушение системы королевской власти, крах Испании как мировой державы…

В нашей культуре майората как такового, не было. Даже наоборот, младших сыновей берегли. Но это отдельная тема тоже.

-4

В Аватаре 2 «историческая память» сознания западного человека проявляется в отношениях Джейка со своими сыновьями. Требуя от старшего сына соблюдения правил (устава?), отвественности за всех (воспитывая в нем будущего патриарха?), Джейк словно бы не замечает своего второго сына, не видит его, младший сын чувствует себя одиноким.

Лук Артемиды и Великая мать

Лук Нейтири — символ «фаллической богини» Артемиды. Артемида — богиня-дочь. В классическом варианте Артемида получила свой лук от циклопов, в Аватаре —от отца. Но во втором фильме Нейтири этот лук сломала.

Мать в ярости от гибели сыновей ломает оружие отца.

На мой взгляд, кадр, где Нейтири обнаруживает, что лук отца сломан— символизирует переход современных женщин патриархальной системы из идентичности дочери (да, самодостаточной, охотницы и родовспомогательницы, но дочери, иерархически менее статусной по отношению к мужчине) в статус взрослый, с собственными неотъемлемыми правами, с собственными, но от кого не зависящими интересами. 

Эта сцена символизирует, что «девочка созрела» и в ярости.

Дающая жизнь не только обрекает на смерть, но и сама ее несёт, неотвратимо, жестоко, беспощадно.

-5

Кэмерон делает недвусмысленные отсылки к ярости богини-матери Кали, не только через визуально почерневшее лицо Нейтири, но и через ритуальные гримасы на'ви.

«Отец—защитник»— звучит за кадром голос Джейка. «Великая мать, спаси нас!» — обращается к богине Нейтири.

Но ни патриархальные правила капиталистического экспансивного общества, ни откат к примитивному обществу через анимистическое сознание под видом зелёной повесточки «назад, в пампасы», уже не могут быть достаточными, чтобы справиться с новыми вызовами стремительно меняющегося мира.

Поэтому современные сыновья отказываются и от патриархальной власти, и от того, чтобы быть пушечным мясом для этой власти. Современные сыновья спасают своих слабеющих отцов, даже если от отца остались лишь воспоминания.

И, на мой взгляд, тема интеграции, объединения противоречий, включая расовые и социальные, антагонизма — ярко звучит в этом фильме. Это и сцена, когда «сын за сына», это и сцены с Кири, способной чувствовать и слышать Эйву. И, конечно, факт дружбы младшего сына Джейка  Ло'ака с тулкуном, разумным морским существом.

Океан и монстры из глубины

Вода и океан в мифологии океан — то, что существует до начала времён.

В океане рождается хаос, из которого возникает вселенная. 

В психологии чаще всего символизируют бессознательную часть психики.

Возможно, дружба Ло'ака с тулкуном символизирует контакт цивилизованного сознания с глубинными, древними бессознательными процессам, контакт индивидуального и коллективного? Контакт с древней созидательной силой, до недавнего времени скрытой, запрятанной в глубину сознания патриархальными социальными нормами? Возвращение утраченного?

Архетипически связь юного Ло'ака и  тулкуна Паяка может выглядеть как восстановление неких утраченных в результате социального отбора, но значимых для эволюции нейронных связей и человеческих качеств и способностей.

Кстати,

визуально, об этой связи, по-моему в кадрах фильма есть отсылка к не менее архетипическому фильму Аннигиляция 

Отсылки

Вообще, отсылок Кэмерон делает много, и это не только к первой части фильма, и не только к индийской и полинезийской мифологии.

Очевидна отсылка к шекспировскому Гамлету в сцене, когда Аватар полковника Куоритча держит в руках череп человеческого тела полковника Куоритча.

Кадр из фильма Аватар 2
Кадр из фильма Аватар 2

Быть или не быть (человеком)?

Гамлетовское «быть или не быть» проявляется в том, что все дети Джейка и Нейтири находятся в возрасте поиска и выбора своего пути и места под солнцем. 

Очень ярко эту тему подсвечивает персонаж Паук, подросток Майлз, сын полковника Куоритча.

(Интересно, что в лучших «темных» патриархальных традициях и традициях эдипова комплекса, никого не интересует имя матери Паука, даже вопросов не возникает на эту тему).

Сирота Паук, не усыновлённый Джейком и Нейтири, «прибившийся как котёнок», не знающий матери, но знающий, кто его отец, и ненавидящий его. Паук понимает, что никогда не может стать одним из на’ви, как минимум в силу ограничений человеческого тела. Он так же понимает, что любви Великой матери ему не получить, а вот смерть от Нейтири в ярости —это получить вполне реально.

Он — изгой. 

И понимая свой статус, рискуя наравне с другими (а может и сильнее, ведь он человек?), повторяет: «Не беспокойтесь обо мне».

Потерянный человеческий сын, не нашедший своего места в мире Пандоры, он, не задумываясь делает свой выбор, отвечая на вопрос Кири: 

Я—человек.

Возможно, второй фильм Аватар — уже не только о том, что мы осознали великое равновесие Эйвы и что однажды полученную энергию однажды придётся отдать? Возможно, новый фильм о том, что мы начинаем осознавать свою человеческую природу и связь с природой других существ? 

Возможно, это о том, что мы познаем самих себя, со своими слабостями и ограниченностью, со своей уязвимостью из-за потребности быть любимыми и любить сами, со своими «монстрами из глубины» и со своим простым человеческим выбором.

Из хаоса океана рождается новая вселенная. Но сначала создаются связи.

Очевидно, что в современном мире патриархальные правила перестают работать. Но и откат к более примитивному сознанию докапиталистического общества (например, отказ от энергетики, клановая система общества с четкими границами свой/чужой) не являемся решением.

Создаётся новый мир, в котором вопрос быть или не быть человеком имеет новые смыслы. 

Ещё 

Путь воды

Ваш реалистичный психолог

Эвелина Гаевская

Информация о консультациях автора канала

Перевод на поддержку канала и 

на кофе автору

Правила общения на этом канале

Уважаемые друзья. Если информация в этой статье для вас оказалась полезной, поделитесь, пожалуйста, этой статьей с другими людьми , сделав «репостнуть» на свою страницу на Дзен или в другую соцсеть. Спасибо за лайки, комментарии и репосты.