Найти в Дзене
script bro | сценаристы

5 техник, чтобы улучшить ваши сцены

Оглавление

За годы работы в киноиндустрии и преподавания сценарного мастерства я узнал очень много про построение сцен. Я написал сотни сценариев, как спродюсированных, так и тех, которые ждут своего часа. Я преподаю этот материал уже 25 лет и продолжаю повторять одни и те же базовые вещи.

На первый взгляд, у сцены простая функция - она существуют для того, чтобы помогать сюжету развиваться. Это верно, но её роль гораздо больше. Если это единственное, что она делают, то ваша работа не будет замечена. Возможно, у вас крепкий авторский стиль, но не особенно увлекательные сцены, то вам будет сложно продвинуть свою историю.

Я думаю, проблема в том, что дать чёткое определение тому, чем является сцена (или не является), поскольку мы постоянно видим как отличные, так и слабые сцены в кино и на телевидении.

Начинающие сценаристы смотрят что-то и думают: "Это всё, что мне нужно сделать", не понимая, что ленивое написание сцен распространено повсеместно, и часто сцену – даже в снятом фильме или сериале - не следует использовать в качестве образца.

Техники создания сцен - это схемы, которые вы можете использовать, чтобы сделать ваши сцены если не глубокими, то хотя бы интересными.

1) Не будьте скучными

Главный грех любой истории - скучное написание. Так часто я вижу в студенческих работах (и у профи тоже) длинные сцены экспозиции, которые просто усыпляют меня. Даже сцены с яркими визуальными эффектами могут быть утомительными, если они не выдержаны должным образом или не передают чего-то интересного/необходимого для истории.

Экшн-сцена может продолжаться слишком долго, сцена диалога, независимо от того, насколько хорошо она написана, может потерять читателя, если она не сфокусирована на цели, которую необходимо достичь персонажам.

-2

2) Показывайте только то, что важно

Когда я проверяю свои сцены, то смотрю на них взглядом скупого продюсера. У людей, которые занимаются производством встроен счётчик в голову, когда дело доходит до бюджета.

Ставя себя на место продюсера, я спрашиваю себя: могу ли я вырезать сцену (и "сэкономить деньги")? Если ответ положительный, это означает, что она недостаточно важна, чтобы её сохранить. Затем, я либо меняю её, либо сокращаю. Мне много раз приходилось защищать сцены в разговорах с продюсерами, и в большинстве случаев это удавалось. Но извечное "можем ли мы совместить это с другой сценой" настигало меня не раз.

Способ победить в этих битвах - создать каждую сцену невозможной для вырезания (или комбинирования), сделав её важной и интересной.

3) Уход от шаблонных сцен

Сцена начинается с персонажа и его утренней рутины? Скучно. Кого волнует, как кто-то принимает душ, бреется и т.д. Действительно ли это настолько важно, что мы (1) никогда не делали этого раньше или (2) никогда не видели этого раньше? И всё же многие, очень многие сценарии начинаются с того, что персонаж выполняет свои утренние обязанности. Ничто так не говорит о "писателе-любителе", как сцена, которая копирует другие сцены и не переосмысляет их.

Интересным примером является фильм "Харпер" с Полом Ньюманом в главной роли, написанный Уильямом Голдманом. В нём утренняя сцена, в которой у Харпера (Ньюман) нет молотого кофе для утренней заварки, и он вынужден использовать вчерашние остатки из мусора. Даже если вы не уверены, что это что-то говорит о Харпере (я думаю, что достаточно), это интересный момент, который переосмысляет обыденную утреннюю сцену.

"Красота по-американски", также имеет уникальный подход к утренней рутине. Обратите на это внимание, когда будете пересматривать фильм.

Ещё одно клише, которое меня действительно достало, - это сцена в морге, где близкого человека вызывают для опознания тела. Поскольку я смотрю много криминальных драм, эта сцена неизменно где-нибудь да попадается. Можете ли вы улучшить эту сцену? Да. Но весь этот момент "откиньте простыню", "о боже, это Джим! *Рыдание" встречается так часто, и теперь это преувеличенное клише.

Действительно, о шаблонных сценах можно было бы написать целую книгу. Не забывайте, что что-то становится клише, потому что это работает, а затем снова и снова тиражируется другими авторами.

4) Начинайте поздно, уходите рано

Если и есть какая-то важная техника, которую я бы посоветовал всем немедленно перенять, так это эта. Старое-доброе: "приходите на вечеринку поздно и уходите рано" можно адаптировать к сценам.

Спросите себя, как можно позже появиться в этой сцене и как самое рано я могу закончить? Я не могу сказать вам, сколько студенческих работ я прочитал, которые просто затягиваются из-за того, что сцена не только начинается в самом "начале", но и продолжается за пределами "естественного" финала.

-3

Отличным примером цельной сцены является третий эпизод третьего сезона сериал "Шетланд". Детективам приходится ехать с Шетландских островов в Глазго, чтобы получить кое-какую информацию о человеке из программы защиты свидетелей.

Мы видим Тош и Переза в самолёте, затем, быстрый переходный отрезок, а потом... Бац! Они находятся в конференц-зале с другими полицейскими посреди разговора. Никаких приветствий, рукопожатий, коротких разговоров при входе в комнату; просто перемещаемся в середину конференции.

Сценаристы сразу переходят к тому, что важно.

Кроме того, сама сцена наполнена удивительным напряжением и новой информацией, и это решающий момент в сюжетной линии; но это длится всего около минуты, что составляет всего лишь страницу сценария. Это начинается поздно и заканчивается в идеальный момент, заставляя нас затаить дыхание и желать большего.

5) Добавьте визуально привлекательные моменты

Это должно быть очевидно. Мы пишем для визуальной среды. С какой стати вам ставить экспозиционную сцену в кафе, ресторане или любом другом месте, где персонажи просто сидят среди других персонажей, которые просто... сидят там?

Когда я рассказываю об этом своим студентам, я всегда получаю в качестве примера культовую сцену в ресторане из "Гарри встретил Салли". Эта сцена - драгоценный камень. И редкость, которую вы можете найти в том, что что-то действительно весёлое и интересное происходит в ужасно статичной сцене. Слава Норе Эфрон за эту сцену.

В "Танце-вспышке" также есть потрясающая сцена в ресторане, наполненная таким количеством сильных моментов, что она становится незабываемой, но всё же... What a feeling!

by Mark Sevi

Автор перевода: Сергей Литвинов.

Переведено в образовательных целях.

Ребята, записывайтесь на наш обновлённый сценарный онлайн-курс, а мы поможем вам написать сценарий (начало 30 января 2023)

3 месяца практики и живого общения по вашим проектам!

Результат: сценарий пилота или полнометражного фильма + полный "сценарный пакет" для презентации проекта продюсерам и кинокомпаниям.

Курс подойдёт:

  • начинающим авторам;
  • стендап-комикам, которые хотят работать в сценарных группах;
  • режиссёрам, которые хотят сами писать сценарии;
  • редакторам, которые хотят рассказывать свои истории;
  • сценаристам, которые пишут 2-3 проект, но нуждаются в поддержке;
  • актёрам, которые хотят написать потрясающих героев и сыграть их;
  • писателям, которые мечтают увидеть свои книги на экране;
  • всем, кто хочет освоить сторителлинг

По выходным на курсе мы проводим КиноКлуб - место, где мы вместе с вами разбираем фильмы и пилоты сериалов.

Сейчас мы работаем с несколькими ведущими продакшенами страны, и лучших авторов нашего курса заберём к себе в команду. Подробности в по ссылке ниже:

Make Russian Film Great Again!

Мы также читаем сценарии, консультируем по вашим идеям, проводим скрипт-докторинг и редакторское сопровождение. Подробности на нашем сайте.