За годы работы в киноиндустрии и преподавания сценарного мастерства я узнал очень много про построение сцен. Я написал сотни сценариев, как спродюсированных, так и тех, которые ждут своего часа. Я преподаю этот материал уже 25 лет и продолжаю повторять одни и те же базовые вещи.
На первый взгляд, у сцены простая функция - она существуют для того, чтобы помогать сюжету развиваться. Это верно, но её роль гораздо больше. Если это единственное, что она делают, то ваша работа не будет замечена. Возможно, у вас крепкий авторский стиль, но не особенно увлекательные сцены, то вам будет сложно продвинуть свою историю.
Я думаю, проблема в том, что дать чёткое определение тому, чем является сцена (или не является), поскольку мы постоянно видим как отличные, так и слабые сцены в кино и на телевидении.
Начинающие сценаристы смотрят что-то и думают: "Это всё, что мне нужно сделать", не понимая, что ленивое написание сцен распространено повсеместно, и часто сцену – даже в снятом фильме или сериале - не следует использовать в качестве образца.
Техники создания сцен - это схемы, которые вы можете использовать, чтобы сделать ваши сцены если не глубокими, то хотя бы интересными.
1) Не будьте скучными
Главный грех любой истории - скучное написание. Так часто я вижу в студенческих работах (и у профи тоже) длинные сцены экспозиции, которые просто усыпляют меня. Даже сцены с яркими визуальными эффектами могут быть утомительными, если они не выдержаны должным образом или не передают чего-то интересного/необходимого для истории.
Экшн-сцена может продолжаться слишком долго, сцена диалога, независимо от того, насколько хорошо она написана, может потерять читателя, если она не сфокусирована на цели, которую необходимо достичь персонажам.
2) Показывайте только то, что важно
Когда я проверяю свои сцены, то смотрю на них взглядом скупого продюсера. У людей, которые занимаются производством встроен счётчик в голову, когда дело доходит до бюджета.
Ставя себя на место продюсера, я спрашиваю себя: могу ли я вырезать сцену (и "сэкономить деньги")? Если ответ положительный, это означает, что она недостаточно важна, чтобы её сохранить. Затем, я либо меняю её, либо сокращаю. Мне много раз приходилось защищать сцены в разговорах с продюсерами, и в большинстве случаев это удавалось. Но извечное "можем ли мы совместить это с другой сценой" настигало меня не раз.
Способ победить в этих битвах - создать каждую сцену невозможной для вырезания (или комбинирования), сделав её важной и интересной.
3) Уход от шаблонных сцен
Сцена начинается с персонажа и его утренней рутины? Скучно. Кого волнует, как кто-то принимает душ, бреется и т.д. Действительно ли это настолько важно, что мы (1) никогда не делали этого раньше или (2) никогда не видели этого раньше? И всё же многие, очень многие сценарии начинаются с того, что персонаж выполняет свои утренние обязанности. Ничто так не говорит о "писателе-любителе", как сцена, которая копирует другие сцены и не переосмысляет их.
Интересным примером является фильм "Харпер" с Полом Ньюманом в главной роли, написанный Уильямом Голдманом. В нём утренняя сцена, в которой у Харпера (Ньюман) нет молотого кофе для утренней заварки, и он вынужден использовать вчерашние остатки из мусора. Даже если вы не уверены, что это что-то говорит о Харпере (я думаю, что достаточно), это интересный момент, который переосмысляет обыденную утреннюю сцену.
"Красота по-американски", также имеет уникальный подход к утренней рутине. Обратите на это внимание, когда будете пересматривать фильм.
Ещё одно клише, которое меня действительно достало, - это сцена в морге, где близкого человека вызывают для опознания тела. Поскольку я смотрю много криминальных драм, эта сцена неизменно где-нибудь да попадается. Можете ли вы улучшить эту сцену? Да. Но весь этот момент "откиньте простыню", "о боже, это Джим! *Рыдание" встречается так часто, и теперь это преувеличенное клише.
Действительно, о шаблонных сценах можно было бы написать целую книгу. Не забывайте, что что-то становится клише, потому что это работает, а затем снова и снова тиражируется другими авторами.
4) Начинайте поздно, уходите рано
Если и есть какая-то важная техника, которую я бы посоветовал всем немедленно перенять, так это эта. Старое-доброе: "приходите на вечеринку поздно и уходите рано" можно адаптировать к сценам.
Спросите себя, как можно позже появиться в этой сцене и как самое рано я могу закончить? Я не могу сказать вам, сколько студенческих работ я прочитал, которые просто затягиваются из-за того, что сцена не только начинается в самом "начале", но и продолжается за пределами "естественного" финала.
Отличным примером цельной сцены является третий эпизод третьего сезона сериал "Шетланд". Детективам приходится ехать с Шетландских островов в Глазго, чтобы получить кое-какую информацию о человеке из программы защиты свидетелей.
Мы видим Тош и Переза в самолёте, затем, быстрый переходный отрезок, а потом... Бац! Они находятся в конференц-зале с другими полицейскими посреди разговора. Никаких приветствий, рукопожатий, коротких разговоров при входе в комнату; просто перемещаемся в середину конференции.
Сценаристы сразу переходят к тому, что важно.
Кроме того, сама сцена наполнена удивительным напряжением и новой информацией, и это решающий момент в сюжетной линии; но это длится всего около минуты, что составляет всего лишь страницу сценария. Это начинается поздно и заканчивается в идеальный момент, заставляя нас затаить дыхание и желать большего.
5) Добавьте визуально привлекательные моменты
Это должно быть очевидно. Мы пишем для визуальной среды. С какой стати вам ставить экспозиционную сцену в кафе, ресторане или любом другом месте, где персонажи просто сидят среди других персонажей, которые просто... сидят там?
Когда я рассказываю об этом своим студентам, я всегда получаю в качестве примера культовую сцену в ресторане из "Гарри встретил Салли". Эта сцена - драгоценный камень. И редкость, которую вы можете найти в том, что что-то действительно весёлое и интересное происходит в ужасно статичной сцене. Слава Норе Эфрон за эту сцену.
В "Танце-вспышке" также есть потрясающая сцена в ресторане, наполненная таким количеством сильных моментов, что она становится незабываемой, но всё же... What a feeling!
by Mark Sevi
Автор перевода: Сергей Литвинов.
Переведено в образовательных целях.
Ребята, записывайтесь на наш обновлённый сценарный онлайн-курс, а мы поможем вам написать сценарий (начало 30 января 2023)
3 месяца практики и живого общения по вашим проектам!
Результат: сценарий пилота или полнометражного фильма + полный "сценарный пакет" для презентации проекта продюсерам и кинокомпаниям.
Курс подойдёт:
- начинающим авторам;
- стендап-комикам, которые хотят работать в сценарных группах;
- режиссёрам, которые хотят сами писать сценарии;
- редакторам, которые хотят рассказывать свои истории;
- сценаристам, которые пишут 2-3 проект, но нуждаются в поддержке;
- актёрам, которые хотят написать потрясающих героев и сыграть их;
- писателям, которые мечтают увидеть свои книги на экране;
- всем, кто хочет освоить сторителлинг
По выходным на курсе мы проводим КиноКлуб - место, где мы вместе с вами разбираем фильмы и пилоты сериалов.
Сейчас мы работаем с несколькими ведущими продакшенами страны, и лучших авторов нашего курса заберём к себе в команду. Подробности в по ссылке ниже:
Make Russian Film Great Again!
Мы также читаем сценарии, консультируем по вашим идеям, проводим скрипт-докторинг и редакторское сопровождение. Подробности на нашем сайте.