Когда Кора была вырвана из рук матери, она много страдала в Царстве Аида. Она прошла обряд инициации "девушка -- безымянная жертва -- царица подземного мира".
Именно страдание сделало её Царицей Мира Мёртвых. На небесах правят Зевс и Гера, а в мире мёртвых – Аид и Персефона.
В итоге Персефона обрела могущество, о котором рядовая юная богиня не смела и мечтать.
Сила Персефоны
Женщина, принявшая и пережившая весь свой жизненный опыт, каким бы тяжёлым он не был, становится Персефоной. Она получает власть над своими чувствами и решает судьбу смертных.
Она больше не дитя. Она -- женщина.
И этот факт не изменить.
В фильме "Багровый пик" Гильермо Дель Торо умело показал трансформацию героини.
В начале фильма Эдит мечтательна и романтична. Она живёт под опекой богатого отца и ни в чём не знает отказа. Впрочем, у неё есть тайна: ещё девочкой к ней явился призрак покойной матери, предупредив о грядущей опасности.
Когда её отец погибает, она выходит замуж сэра Томаса, которого едва знает. Аид похищает свою Кору и увозит в Царство мёртвых (в прямом и в переносном смысле).
Эдит в начале истории и Эдит после "Багрового пика" -- это два разных человека.
Не буду спойлерить -- просто посмотрите этот дивный фильм!
Кстати, в этой подборки все героини принадлежат к архетипу Коры-Персефоны.
Сказка -- ложь, да в ней намёк...
У Клариссы Пиколы Эстес в «Бегущей с волками» есть великолепная интерпретация русской народной сказки о девочке Василисе.
Перед смертью мама оставила дочке волшебную куколку, которая помогала ей с невыполнимыми заданиями. Злая мачеха требует у ненавистной падчерицы добыть огонь. Она отправляет Василису к тётке-людоедке (Бабе-Яге).
Пройдя все испытания и вернувшись живой, Василиса получает в награду… череп.
Этот жуткий череп сжёг мачеху и её злых дочек.
Хэппи энд!
Подобный сказочный сюжет встречается в разных европейских сказках.
Трудности, возникающие на пути, героиня преодолевала благодаря своей доброте -- например, как героиня сказки "Финист -- ясный сокол".
Героиня помогает живым существам, а те приходят к ней на помощь в самых безнадёжных ситуациях, когда, казалось бы, нет выхода. Иногда ей помогало материнское благословение, иногда -- подарок от старушки, полученный в благодарность за доброту девушки.
В сопереживании и неравнодушии к чувствам других людей таится огромная внутренняя сила Персефоны.
Зрелая Персефона способна помогать другим. Она знает, что значит быть жертвой и ощущать бессилие. Пройдя свой путь страдания, Персефона научается лучше понимать окружающих и создавать с ними прочные эмоциональные связи.
Персефона готова дарить другим тепло и поддержку.
А поддержка – вещь бесценная.
Её и за полцарства не купишь.
Именно супруга Аида помогает Психее найти средство, чтобы вернуть Амура, а Орфею -- забрать Эвридику из царства мёртвых.
Тёмная сторона архетипа
Про первую и главную опасность – застревании в роли вечной жертвы – я уже описала.
Вторая опасность – это желание быть вечной девочкой.
Слышали фразу: я девочка —я не хочу ничего решать. Я хочу платьице?
Печально, но некоторые женщины избирают его своим лозунгом.
В моём романе «Мамина любовь» мать главной героини до ужаса инфантильна. Она не хочет становиться по-настоящему цельной и самодостаточной личностью. Вера витает в облаках и смотрит на мужчин через розовые очки.
Она не ищет себе мужа.
Она ищет папочку. И не для дочери, а для себя.
Выскочив замуж за «идеального мужчину», она отказывается видеть, что отчим смотрит на её тринадцатилетнюю дочь совсем не по-отечески.
Дети у таких матерей вынуждены рано взрослеть и порой меняться ролями, «удочеряя» собственную мать, что, конечно, плохо сказывается на их психике.
Кора – удобная дочь
В «Укрощении строптивой» Шекспир на примере послушной дочери Бьянки и бунтарки Катарины показал, какой архетип приветствуется в патриархальном обществе, а какой явно порицается.
Независимая девушка, не желающая жить по навязанным ей правилам, выставляется как крайне нежелательный элемент.
Я всегда задавалась вопросом, почему это Катарина должна любить какого-то навязанного ей хмыря.
В то же время её сестра Бьянка показана как пример женственности, кроткости и добродетели.
Т.е. патриархальный идеал женщины.
Да и в наши дни большинство родителей хочет видеть дочерей Корами, порой безбожно укрощая в них проявления других архетипов.
- Ты же девочка!
- Зачем тебе ходить в шахматный кружок? Давай лучше на танцы!
- Девочка должна быть скромной.
- Девочка всегда должна хорошо выглядеть.
- Неважно, что туфли неудобные. Красота требует жертв!
- Не смей драться!
- Веди себя прилично.
- Сиди тихо.
Про таких удобных девочек у меня есть статья:
Но однажды этим удобством воспользуется какой-нибудь Гадес. Можно без двух последних букв.
А потом покладистостью милой безотказной девочки будут пользоваться все подряд, начиная от мужа, подруг и коллег по работе и заканчивая посторонними людьми.
В отличие от Артемиды Кора – послушная мамина дочка, которая не доставляет хлопот. Она не подерётся в школе, не полезет по крышам и не покурит тайком.
Это, конечно, не может не радовать родителей. Вот только хорошие мамины дочки могут столкнуться с двумя негативными сценариями.
Первый – "мама, я полюбила бандита".
Красавица-умница-отличница влюбляется в совершенно неподходящий вариант, отчего родителям хочется рвать волосы на ж.
Второй – "вечная мамина доча".
Немало женщин не сепарируется от родителей. Они проживают жизнь девочки под уютным крылышком. Восемнадцатилетняя девушка не ходит на свидания. Тридцатилетняя – не спешит создавать семью.
А зачем?
«Девочка» ходит на работу и тратит зарплату на милые девичьи радости. У неё есть отличная квартира (родительская), где как и в её семь лет мама готовит ей завтрак и гладит блузочку перед линейкой совещанием.
Ну и зачем ей, спрашивается, семья?
Уживаться с каким-то мутным мужиком, брать ипотеку, рожать ребёнка…Мало ли вокруг несчастных, вляпавшихся в подобное г?
Так и проживёт всю жизнь вечной девочкой.
А помрёт старухой.
Вместо эпилога
Кора-Персефона – сложный и многогранный женский архетип, неоднократно изображённый в искусстве.
В следующий раз мы разберём архетип богини Деметры – матери Персефоны.
Ваши лайки и репосты помогают развитию канала!