Найти тему
Марина Беликова

Персефона: богиня мира мёртвых

Оглавление

Когда Кора была вырвана из рук матери, она много страдала в Царстве Аида. Она прошла обряд инициации "девушка -- безымянная жертва -- царица подземного мира".

Именно страдание сделало её Царицей Мира Мёртвых. На небесах правят Зевс и Гера, а в мире мёртвых – Аид и Персефона.

Маттиас Стом – Орфей перед Плутоном и Прозерпиной (римское имя Персефоны). Фото с сайта https://ancient-mythology.ru/kartiny-boga-aida/
Маттиас Стом – Орфей перед Плутоном и Прозерпиной (римское имя Персефоны). Фото с сайта https://ancient-mythology.ru/kartiny-boga-aida/
В итоге Персефона обрела могущество, о котором рядовая юная богиня не смела и мечтать.

Сила Персефоны

Женщина, принявшая и пережившая весь свой жизненный опыт, каким бы тяжёлым он не был, становится Персефоной. Она получает власть над своими чувствами и решает судьбу смертных.

Она больше не дитя. Она -- женщина.

И этот факт не изменить.

В фильме "Багровый пик" Гильермо Дель Торо умело показал трансформацию героини.

Эдит в исполнении актрисы Миа Васильковска.
Эдит в исполнении актрисы Миа Васильковска.

В начале фильма Эдит мечтательна и романтична. Она живёт под опекой богатого отца и ни в чём не знает отказа. Впрочем, у неё есть тайна: ещё девочкой к ней явился призрак покойной матери, предупредив о грядущей опасности.

Когда её отец погибает, она выходит замуж сэра Томаса, которого едва знает. Аид похищает свою Кору и увозит в Царство мёртвых (в прямом и в переносном смысле).

Эдит в начале истории и Эдит после "Багрового пика" -- это два разных человека.

Блуждает по дому, слыша голоса призраков.
Блуждает по дому, слыша голоса призраков.

Не буду спойлерить -- просто посмотрите этот дивный фильм!

Кстати, в этой подборки все героини принадлежат к архетипу Коры-Персефоны.

Сказка -- ложь, да в ней намёк...

У Клариссы Пиколы Эстес в «Бегущей с волками» есть великолепная интерпретация русской народной сказки о девочке Василисе.

Перед смертью мама оставила дочке волшебную куколку, которая помогала ей с невыполнимыми заданиями. Злая мачеха требует у ненавистной падчерицы добыть огонь. Она отправляет Василису к тётке-людоедке (Бабе-Яге).

Пройдя все испытания и вернувшись живой, Василиса получает в награду… череп.

Этот жуткий череп сжёг мачеху и её злых дочек.

Иван Билибин «Василиса Прекрасная уходит из дома Бабы-яги», Иллюстрация к сказке «Василиса Прекрасная», 1900 год
Иван Билибин «Василиса Прекрасная уходит из дома Бабы-яги», Иллюстрация к сказке «Василиса Прекрасная», 1900 год

Хэппи энд!

Подобный сказочный сюжет встречается в разных европейских сказках.

Трудности, возникающие на пути, героиня преодолевала благодаря своей доброте -- например, как героиня сказки "Финист -- ясный сокол".

Героиня помогает живым существам, а те приходят к ней на помощь в самых безнадёжных ситуациях, когда, казалось бы, нет выхода. Иногда ей помогало материнское благословение, иногда -- подарок от старушки, полученный в благодарность за доброту девушки.

В сопереживании и неравнодушии к чувствам других людей таится огромная внутренняя сила Персефоны.

Зрелая Персефона способна помогать другим. Она знает, что значит быть жертвой и ощущать бессилие. Пройдя свой путь страдания, Персефона научается лучше понимать окружающих и создавать с ними прочные эмоциональные связи.

Персефона готова дарить другим тепло и поддержку.

А поддержка – вещь бесценная.

Её и за полцарства не купишь.

фото: Орфей и Эвридика, Фредерик Лейтон. 1864.
фото: Орфей и Эвридика, Фредерик Лейтон. 1864.

Именно супруга Аида помогает Психее найти средство, чтобы вернуть Амура, а Орфею -- забрать Эвридику из царства мёртвых.

Тёмная сторона архетипа

Про первую и главную опасность – застревании в роли вечной жертвы – я уже описала.

Вторая опасность – это желание быть вечной девочкой.

Слышали фразу: я девочка —я не хочу ничего решать. Я хочу платьице?

Печально, но некоторые женщины избирают его своим лозунгом.

В моём романе «Мамина любовь» мать главной героини до ужаса инфантильна. Она не хочет становиться по-настоящему цельной и самодостаточной личностью. Вера витает в облаках и смотрит на мужчин через розовые очки.

Она не ищет себе мужа.
Она ищет папочку. И не для дочери, а для себя.

Выскочив замуж за «идеального мужчину», она отказывается видеть, что отчим смотрит на её тринадцатилетнюю дочь совсем не по-отечески.

Дети у таких матерей вынуждены рано взрослеть и порой меняться ролями, «удочеряя» собственную мать, что, конечно, плохо сказывается на их психике.

Кора – удобная дочь

В «Укрощении строптивой» Шекспир на примере послушной дочери Бьянки и бунтарки Катарины показал, какой архетип приветствуется в патриархальном обществе, а какой явно порицается.

Независимая девушка, не желающая жить по навязанным ей правилам, выставляется как крайне нежелательный элемент.

Фото с сайта Кинопоиск https://www.kinopoisk.ru/film/17913/stills/page/1/
Фото с сайта Кинопоиск https://www.kinopoisk.ru/film/17913/stills/page/1/
Я всегда задавалась вопросом, почему это Катарина должна любить какого-то навязанного ей хмыря.

В то же время её сестра Бьянка показана как пример женственности, кроткости и добродетели.

Т.е. патриархальный идеал женщины.

Найдите архетип Коры. Фото с сайта https://www.cinemoda.ru/taming/
Найдите архетип Коры. Фото с сайта https://www.cinemoda.ru/taming/

Да и в наши дни большинство родителей хочет видеть дочерей Корами, порой безбожно укрощая в них проявления других архетипов.

  • Ты же девочка!
  • Зачем тебе ходить в шахматный кружок? Давай лучше на танцы!
  • Девочка должна быть скромной.
  • Девочка всегда должна хорошо выглядеть.
  • Неважно, что туфли неудобные. Красота требует жертв!
  • Не смей драться!
  • Веди себя прилично.
  • Сиди тихо.

Про таких удобных девочек у меня есть статья:

Но однажды этим удобством воспользуется какой-нибудь Гадес. Можно без двух последних букв.

А потом покладистостью милой безотказной девочки будут пользоваться все подряд, начиная от мужа, подруг и коллег по работе и заканчивая посторонними людьми.

В отличие от Артемиды Кора – послушная мамина дочка, которая не доставляет хлопот. Она не подерётся в школе, не полезет по крышам и не покурит тайком.

Это, конечно, не может не радовать родителей. Вот только хорошие мамины дочки могут столкнуться с двумя негативными сценариями.

Первый – "мама, я полюбила бандита".

Красавица-умница-отличница влюбляется в совершенно неподходящий вариант, отчего родителям хочется рвать волосы на ж.

Второй – "вечная мамина доча".

Немало женщин не сепарируется от родителей. Они проживают жизнь девочки под уютным крылышком. Восемнадцатилетняя девушка не ходит на свидания. Тридцатилетняя – не спешит создавать семью.

А зачем?

«Девочка» ходит на работу и тратит зарплату на милые девичьи радости. У неё есть отличная квартира (родительская), где как и в её семь лет мама готовит ей завтрак и гладит блузочку перед линейкой совещанием.

Ну и зачем ей, спрашивается, семья?

Уживаться с каким-то мутным мужиком, брать ипотеку, рожать ребёнка…Мало ли вокруг несчастных, вляпавшихся в подобное г?

Так и проживёт всю жизнь вечной девочкой.

А помрёт старухой.

Вместо эпилога

Кора-Персефона – сложный и многогранный женский архетип, неоднократно изображённый в искусстве.

В следующий раз мы разберём архетип богини Деметры – матери Персефоны.

Ваши лайки и репосты помогают развитию канала!

Почитать про других богинь:

Моя книга на Ридеро:

Мамина любовь