Так уж исторически сложилось, что самый распространённый женский архетип в литературе и кино – это Кора-Персефона, богиня подземного мира. Архетип этот настолько занимательный, что я посвящу ему не одну, а три статьи.
Но почему? – спросите вы.
Чем так примечательна Кора?
В жизни каждой женщины существуют естественные периоды жизни, такие как:
- девочка;
- девушка;
- женщина;
- старуха.
Хотим мы того или нет, но природные изменения происходят.
Женщина может выбрать любую жизненную траекторию и не раз её круто поменять, призывая на помощь различные внутренние ресурсы (архетипы жены Геры, матери Деметры, любовницы Афродиты, а также трёх независимых богинь).
Кора – внутренняя девочка – это ваша настройка по умолчанию. Все мы изначально были Корами.
Кроме того, именно этот архетип имеет интереснейшую тройственную составляющую: Кора-Жертва-Персефона. Обратимся к мифу.
Полезные книги по теме:
И, конечно, Д.Ш. Болейн "Богини в каждой женщине".
Миф о Персефоне
Кору похитил Аид, царь Подземного мира. С горя богиня плодородия Деметра перестала выполнять свои обязанности. Она потребовала у Зевса вернуть ей дочь.
Но Аид не хотел расставаться с похищенной женой. Он дал ей съесть зёрна граната, что привязало его к ней навсегда. С тех пор Кора-Персефона стала проводить полгода с матерью, полгода – с мужем.
Весной природа пробуждается – несчастная мать радуется возвращению своего ребёнка. Летом богиня плодородия счастлива, ведь любимая дочь находится рядом с ней. Осень – грустная пора, ведь близится час разлуки. А зимой природа словно умирает: мать оплакивает потерю Коры.
Затем цикл повторяется.
Так красиво греки объяснили смену времён года.
Архетип Коры
Кора относится к архетипу зависимых (уязвимых) богинь. Её судьбу решают за неё другие.
- Аид, похитивший девушку.
- Мать, требующая вернуть её назад.
- Зевс, разрешающий конфликт сторон.
Во всей этой истории мнения Коры никто как-то и не спрашивал.
Кора всегда была марионеткой в чужих руках.
При патриархате за девушек решали, кем будут их мужья. Их похищали, брали силой, угрожали, навязывали им свою волю.
Иногда девушку спасал рыцарь (принц) – от нелюбимого навязанного супруга или от смерти (принесение в жертву дракону встречается во многих сказаниях разных народов мира).
Посмотрите, как этот момент обыгрывается в клипе группы «Дискотека Авария»:
Конечно, в литературе, кино и сериалах мы видим огромное количество отражений этого архетипа.
Практически любая принцесса в сказке – Кора.
Принцесса-невеста
Заметьте: в этом фильме все активные действия совершаются мужчинами. Героиня лишь твёрдо говорит королю, что любит другого и верит, что тот придёт.
Королева Джиневра
Жена короля Артура влюбилась в Ланселота. Впрочем, мужа выбрали за неё.
Другие статьи по этой же теме:
Титаник
Роза (в начале истории).
Джульетта
Как решается судьба Джульетты? Опять же, отец выбирает ей мужа, Париса.
Но, как это часто бывает, любовь заставляет пару идти наперекор всему.
Удивительно красивая ария Ромео и Джульетты из одноимённого французского мюзикла.
Заложница
Дочь главного героя.
Тут девчонке повезло с папой, иначе бы финал был бы весьма печальный.
Хотя отцу удалось вырвать дочь "из ада" в прямом и в переносном смысле, мы видим её перерождение. Пережитый опыт навсегда изменил девушку. Это видно по беззаботности ребёнка в первых кадрах и по резко повзрослевшему взгляду в конце фильма.
"Я же сказал, что найду тебя"
Господи, как я люблю эту сцену!
Форест Гамп
Дженни
Когда с отцом не повезло.
Суини Тодд
Судье приглянулась жена брадобрея. Брадобрей уехал на нары по сфабрикованному делу. Судья заманил её к себе.
Над женщиной надругались толпой, после чего она сошла с ума. Дочь пары судья забрал к себе на воспитание, чтобы позднее сделать своей любовницей.
Раньше Тим Бёртон снимал лучше!
Он – дракон
Вообще все сказки про похищенных девушек, про отданных на съедение чудовищам – это про архетип Коры.
Графиня де Монсоро
Вновь похищение красавицы и брак против её воли.
Кто ещё?
Диана-младшая из романа Дюма «Две Дианы», «Пертская красавица» Вальтера Скотта, цыганка Эсмеральда из «Собора Парижской Богоматери» Виктора Гюго, Сибилла из «Портрета Дориана Грея», Роксана из пьесы «Сирано де Бержерак», Миранда из «Коллекционера» Фаулза...
Имя им – легион.
Жертва
Думаю, что из приведённых примеров ясно, что Кора обречена стать жертвой. Таковы условия мифа.
Коре уготованы испытания, после которых ей уже никогда не быть прежней. Любящая мать предпочла бы видеть своё дитя, не знающим печалей.
Но без горя не будет жизненного роста.
Говоря метафорически, мать-Деметра хочет, чтобы Кора перестала расти, навсегда оставшись её маленькой девочкой. А это, как мы помним, невозможно.
Цикл должен идти своим чередом.
Весна-лето-осень-зима.
Девочка-девушка-женщина-старуха.
В следующей статье я подробно расскажу про состояние жертвы и выход из неё в обновлённое, ресурсное состояние Персефоны -- царицы Подземного мира.
Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые интересные статьи!