Найти в Дзене
Марина Беликова

Прочитала первоисточник известных сказок и делюсь впечатлениями

Оглавление

Год назад я взялась за… сборник сказок. В целях расширения кругозора, так сказать. И я скажу вам честно: это была одна из самых неоднозначных книг, которые я когда-либо читала.

«Сказка сказок, или забава для малых ребят» --

это истоки многих известных нам сегодня историй для детей.

Автор этой книги -- Жан Батист Базиле (Джован Баттиста Базиле, Джамбаттиста Базиле -- в пер. с итальянского) , которому нужно поставить памятник за подобную нетленку.

Книга прекрасно подойдёт для взрослой аудитории.

Вот только такой сборник давать ребёнку крайне не рекомендуется.

Ты ли это, Золушка?!

Прочитать эту книгу стоит не только писателям, филологам и литературоведам, но и всем, кому интересно сравнить оригинал, скажем, привычной нам милой «Золушки» и кровожадной «Зезоллы».

Мораль выводится после каждой истории, но порой она весьма специфическая.

К примеру, знали ли вы, что оригинальная милая Золушка убила свою первую мачеху, чтобы её любимая подруга стала новой женой отца?

Это потом вторая мачеха показала своё истинное лицо, за что в конце получила очень суровую кару. Но всё равно: то, что Золушка убийца почему-то вообще никак не порицается в «Забаве для малых ребят».

А вы думали, я милая и добрая? Ха-ха-ха!
А вы думали, я милая и добрая? Ха-ха-ха!

Эта книга построена по принципу матрёшки (история внутри истории с множеством историй).

Сюжет

Из-за стечения обстоятельств главная героиня Зоза влюбляется в богатого и красивого мужчину по имени Тадео, за которым ей пришлось идти аж в соседнее королевство. И ответил бы он ей взаимностью, если бы не коварная негодяйка, занявшая её место законной жены.

Такая линия с женским коварством повторяется во многих европейских сказках.

В этой части истории чётко прослеживается один из семи архетипических сюжетов – «Женское соперничество».

(Если вы хотите, чтобы я подробнее рассказала об особенностях всех основных сюжетов в литературе, то напишите комментарий или поставьте лайк. Мой канал совсем молодой, и мне требуется ваша обратная связь).

Кадр из фильма "Страшные сказки" -- экранизация нескольких историй из "Сказки сказок"
Кадр из фильма "Страшные сказки" -- экранизация нескольких историй из "Сказки сказок"

Итак, в начале этой арки расстановка сил такая: горемычная главная героиня страдает, ведь её суженый женился на злыдне, занявшей её место.

Чтобы развлечь свою жену, граф Тадео собирает десять лучших сказочниц королевства и те по очереди рассказывают свои удивительные истории.

Имена у представительниц этой древнейшей и достойнейшей профессии такие же сказочные, как и их истории.

Встречайте, впервые на арене:

Цеца Хромая, Чекка Кривая, Менека Зобатая, Толла Носатая, Поппа-Горбунья, Антонелла-Ползунья, Чулла Толстогубая, Паола Косоглазая, Чометелла-Паршивка и Якова-Го*нюч*а.

Вот чего можно ждать от рассказов в столь прекрасной компании?

Как говорится, хороший тамада и конкурсы интересные!

Философских изречений в этой книге немало. Вот лишь малая толика примеров:

Большая часть превратностей в жизни человека служит для него чем-то вроде кирки и трамбовки: с их помощью выравнивается его путь к доброму пристанищу, о котором он не мог и догадываться. Так, бывает, человек клянет дождь за то, что он мочит макушку, не думая, что тот же дождь принесет урожай и избавит от угрозы голода.
Человеку всегда труднее бывает сохранить что имеет, нежели приобрести новое. Ибо в приобретении нового участвует Фортуна, которая пособляет и недостойным, но для сохранения того, что имеешь, необходимо благоразумие. (Сказка "Сияющий самоцвет")
Есть изречение, которое можно сделать надписью на катафалках: "Умение промолчать ещё никогда никому не повредило". (Сказка "Месяцы")
Есть одна пословица из старинных,– что называется, прежней чеканки: «Кто ищет, чего не подобает, найдёт то, чего не хочет».

Есть здесь место и для оригинальных решений:

- Вот моя дочка и разродилась; пришло, значит, время дать ей дубинкой по башке.
В книге много подобных иллюстраций
В книге много подобных иллюстраций

А уж сравнения тут какие сочные!

Увидела, как бедный ее возлюбленный рвет на себе волосы и бьется в рыданиях — высохший как щепка, цветом похожий на больного испанца и на зеленую ящерицу, на травяной настой, на желтуху, на грушу, на хвост канарейки, на волчий помет.
—Вот мое слово: ты станешь моей женой, ты будешь госпожой моей державы, ты будешь владеть ключами от моего сердца, ибо руль жизни моей уже у тебя в руках.
Ложе родило маленькую кроватку, сундук – шкатулку, стулья родили маленькие стульчики, стол – маленький столик, и даже ночная ваза родила столь изящно эмалированный горшочек, что прямо взял бы его в рот и съел.

В книге есть место и юмору, и философии того времени, и отличным сюжетам.

А ещё – спойлерам.

В начале каждой сказки даётся краткий пересказ всего сюжета. Видимо, жизнь тогда была столь тяжела, что не все доживали до окончания истории, потому что их тянули аки Санта-Барбару.

Автор ведёт очень неспешное повествование с яркими метафорами и сравнениями, в которых можно утонуть, как если бы вы упали с корабля в бескрайнее море у песчаных берегов, упомянутых ещё в трудах Аристотеля, и болтались в нём как неловко покачивающиеся пышные юбки с венецианским кружевом у стоящей на балконе красотки из Палермо, одарившей улыбками двух братьев, продающих виноград в жаркий летний день, когда лучи уходящего солнца заплутали во тьме, а ветер – этот богомерзский развратник, сбивающий страждущих с истинного пути, чтобы навсегда закрыть дорогу чистым сердцем в Эдемские сады – злорадствует, желая усыпить бдительность нашего героя, чтобы тому потеряться среди гор, а затем погрязнуть как заплутавший грибник в зловонном болоте и сгинуть навеки!

Уловили мой посыл? Нынче мы ведём беседы куда лаконичнее.

В. Кассель в роли короля в фильме "Сказка сказок".
В. Кассель в роли короля в фильме "Сказка сказок".

Именно божественный авторский слог и заставляет улыбаться современных читателей. Оскорбления тут зашкаливают, и они совершенно восхитительны.

Я просто приведу цитату из начала книги:

Ах ты, грязи комок, шалопай, зас***ец, горшок ночной, попрыгунчик на чембало, рубашка на за**ице, петля висельника, м*ш*нка мула! Смотри, нынче и блохи яд имеют. Так пусть тебя паралич разобьёт, пусть матушка твоя дурные вести получит, да чтоб тебе до первого мая не дожить, да чтоб тебя копьё каталонское достало, да чтоб тебе на верёвке ногами дрыгать; как кровь даром не льётся, так мои слова исполнятся, и придёт на тебя тысяча бед и ещё кое-что! Раз уж ты в такой путь пустился – ветер тебе в паруса: и пусть твоё семя зря прольётся и плода не принесёт, пропойца, рвань, сын той девки, что по списку в магистрате в месяц два карлина платит, разбойник!

Цитата очень длинная, потому что в таком духе построены практически все предложения – с красивостями, завитушечками, с непонятными современному человеку отсылками (читайте три страницы с пояснениями в конце) и изощрёнными ругательствами, которые заставят вас неистово хохотать.

Напомнило)
Напомнило)

К примеру, одна из первых сказок повествует нам о нелёгкой судьбе одной селянки и её детях:

Добрая женщина по имени Мазелла, у которой, кроме семи уже взрослых девок-замухрышек, длинных как жерди, был сын. И не проходило дня, чтобы она не говорила ему так:
–Что ты сидишь ещё в этом доме, нахлебник проклятый? Сгинь от меня, кусок мерзости! Уйди с глаз моих, халдей эдакий! Иссохни, чертополох окаянный! Вон проваливай, поросёнок! Подменили мне тебя в колыбели и вместо куколки, вместо красавчика, вместо ангельчика, вместо миленького моего мальчика подложили борова ненасытного!

Сразу понимаешь: добрая женщина.

И отличная мать.

Здесь вообще множество примеров высоких семейных отношений, а ещё подробные описания быта и нравов средневековой южной Италии.

Читая подобное, радуешься современности с её гуманными и комфортными условиями жизни. Да и в принципе возникает понимание того, насколько иной была тогда жизнь и у простых людей, и знати.

Мой вердикт: книга очень колоритная, яркая и необычная. Стоит ли её читать -- решать вам.

А если уже читали, то поделитесь в комментариях самой забористой цитатой.

Моя книга на Литрес:

Мамина любовь — Марина Беликова | ЛитРес