Гавриил Урбанидзе - великий подвижник, который своей любовью сердечностью обратил ко Богу многих.
С какими бы вопросами к нему не пришли, глупыми, незначительными или очень важными, на все отвечал учтиво и ласково. Особенно о молитве.
Некто из паломников задал ему вопрос, а как может "молитва зачтиться за грех". И тут же стал предполагать, что могла быть тому виной. Рассеянность ли, отсутствие сердечности, лень, нежелание. А может неправильная молитва, или она не исходила из сердца - продолжал любопытный. “Тоже мне святые нашли. Рассеянность присуща каждому. Дело здесь в другом” - и тут в его келию вошел один верующий за благословением, в ответ на что старец попросил его об одной услуге. Ссылаясь на занятость тот вскоре поспешил выйти.
Будущий святой прокомментировал его отказ так:
“Сейчас он уйдет, часов пять молитве время отведет, но примет ли Бог его молитву, если отказал мне. если не станете заповеди соблюдать, то и Бога тогда не беспокойте вашими длительными молитвами. Господь не услышит вас, да еще и молитва ваша сочтётся вам во грех. Хорошие дела помогут двери Царства Небесного открыть, смирение вас туда введет, а любовь поможет узреть Бога. А если на молитве все заканчивается, то и молитва становится мертвой. — говорил старец.
Так что неважно для Бога, кем ты являешься монахом или мирянином, важно одно - стремление к Богу. Даже если совершенства не достигнем, но стремлением желанием твердостью к нему спасемся. Непременно спасемся. С монаха Бог спросит по монашески, а с мирянина по мирскому.
Святитель Иоанн Кронштадтский одному священнику так говорил "При всяком Богослужении или требоисправлении, дома и на улице, говори себе внутренне: на меня смотрит Царь Небесный, Пречистая Матерь Его, Воинство небесное (оно и так вас точно видит: стены не могут скрыть невещественные умы, ничто не может нас закрыть от них и их взоров) и все святые. Всегда старайся вести себя, как можно святее, как можно осторожнее". Эти слова можно применить и к каждому христианину.
А если подстерегают, тот же святой наказывал, для вас траты не предвиденные, говорите про себя: «Господь даде, Господь отъят» (Иов. 1:21); пусть это будет постоянная жертва Господу. Все презри на земле".
Благодарите всегда Господа, как можно чаще. Он постоянно являет вам Свои милости, свою помощь, свое попечительство...
Как друг говорит другу: "Ты же заешь, когда не обратишься ко мне - всегда помогу. Не откажу, душу мою положу за тебя, если нужно». Так же точно Господь говорит тебе: «Ты знаешь уже Меня, не раз испытал Мою верность в твоих горестях; ты только обратись только ко Мне — и Я сразу же окажу тебе помощь, не оттолкну, не отвергну; У Моего Всемогущества нет предела, нет скорби, от которой Я не мог бы избавить тебя. Призови Мя в день скорби твоей — и вознесу тя».
Молитва наша настолько бывает ценна, действительна и приятна Богу, настолько, насколько она истинна: и чем истиннее, тем ценнее, действеннее.
Никогда не спешите сердцем, если уж начали, то будьте спокойны в сердце вашем и старайтесь молиться в добром веселом расположении духа.
Старайся постоянно иметь в душе своей святые образы Господа, Богородицы и всех святых, чтобы они не тогда всплывали в душе, когда придете в Церковь на молитву или когда станете молиться дома в "красный уголок", но как говорил святитель, "чтобы они всегда были у тебя готовы, как у исправного художника или иконописца, у которого всегда есть в запасе готовые портреты или иконы".
Если же видите, что молитва ну никак не идет, все меры и силы души употреби, чтобы молитва проникла в сердце, в душу. Иначе как было дерево сырым, так холодным мертвым и останется. Много пищи и пития в чреве вашем - тоже признак холодной черствой молитвы.
Когда и это не помогает, ровно на молитве, вспомните, может это вас приободрит, что за каждую минуточку, за каждое мгновение вашей живой веры и неотступного служения Господу тебе воздано будет от Него тысячами лет блаженства.