Найти в Дзене
Киноа: кино + архитектура

Арт-детектив «Сицилианская защита»: идеален, чтобы уснуть

Оглавление

Полуторачасовая открытка из 1980-х про беззубый ОБХСС и нехитрое воровство стекляшек получилась на редкость сонной и невнятной. Давайте разбираться почему.

Автофургон «Кондитерские изделия»: открываешь — а там нет никто

Ночь, город, погоня. Пазик мчится по едва освещенным улицам, не реагируя ни на активный свист милиции, ни на выпученные глаза зевак. Внутри — люстра неописуемой красоты, выполненная в мещанском вкусе выродившейся аристократии.

В центре сюжета - странная многоходовка по замене стекляшек обычных на богемские...
В центре сюжета - странная многоходовка по замене стекляшек обычных на богемские...
... и, как это было принято что в 1980, что нынче, про вывоз ценностей за рубеж
... и, как это было принято что в 1980, что нынче, про вывоз ценностей за рубеж

Трое музейщиков-искусствоведов, среди которых престарелый Кадочников и бодрый Абдулов, вызваны в отдел ОБХСС на дачу экспертных показаний. Дальше будет расследование на черепашьей скорости, балаган с переодеванием милиционеров в коллекционеров и сцена в театре, похищенная из нетленки «Место встречи изменить нельзя».

Стырили еще и мотив соперничества - из "Укротительницы тигров" (с Кадочниковым):
Стырили еще и мотив соперничества - из "Укротительницы тигров" (с Кадочниковым):
двое ухажеров с букетами приходят в гримерку к молодой артистке перед ответственным выступлением
двое ухажеров с букетами приходят в гримерку к молодой артистке перед ответственным выступлением

Неужели это настолько плохо?

Нет, снято вполне сносно, поначалу как будто в духе итальянских «полициотески» — криминальных фильмов, которые появлялись в 1970-е как горячие пирожки. Актеры вроде Александра Абдулова или Валентина Никулина или даже Николая Волкова в роли главного расследователя-ОБХССшника стараются, хотя в таком картонном сценарии им просто некуда развернуться. Ну а модный грув с вкраплениями электроники от Ольги Петровой, дочери известного композитора Андрея Петрова, и вовсе достоин всяческих похвал.

Однако обилие дыр в сценарии вызывает ряд вопросов и в очередной раз свидетельствует о крайней неразборчивости и некритичности массового зрителя.

Люди в погонах: с ОБХСС шутки плохи
Люди в погонах: с ОБХСС шутки плохи

10 вопросов к создателям «Сицилианской защиты» (осторожно, есть спойлеры):

1. Зачем угнали фургон? Зрелищная погоня — это, конечно, жирный плюс, только вот она никак не вяжется с тихими искусствоведческими делишками по вывозу ценностей за границу.

2. Почему герой Абдулова, вечером лихо сбежав от милиции, наутро пришел на работу как ни в чем не бывало? Неужели кандидаты искусствоведения в представлении сценаристов Принцева и Графова настолько недальновидны?

3. Зачем такое обилие сотрудников ОБХСС на единицу экранного времени? Дяди в погонах с одинаковыми лицами, которые произносят общие фразы и тянут время, — как их вообще отличать и какой в них смысл?

Люди в погонах: бухгалтерия
Люди в погонах: бухгалтерия
Люди в погонах: прослушка / магнитофоны / видео. Подзатянули бы еще немного - получилось бы стильно, параноидально, между Аланом Пакулой и Гарри Палмером
Люди в погонах: прослушка / магнитофоны / видео. Подзатянули бы еще немного - получилось бы стильно, параноидально, между Аланом Пакулой и Гарри Палмером

4. Кто были эти странные самоубийцы? На кой черт их вообще сюда приплели, если они не имеют никакого отношения ни к музею, ни к милиции, ни к хищениям госсобственности, ни к преступности вообще?

5. Чем занимается музей? Какой у него профиль? Декоративно-прикладное искусство? Или изобразительные искусства? Или это дворец? Усадьба? При этом на коробках написано про некий Вологодский художественный музей. Загадка века.

Камера стесняется показать здание во весь рост
Камера стесняется показать здание во весь рост
Финальная сцена около музея снята во дворе Дворца Потоцких во Львове
Финальная сцена около музея снята во дворе Дворца Потоцких во Львове

6. Как один человек смог снять все подвески в огромном здании и заменить их на поддельные? Да еще и так, чтобы в бдительном советском коллективе этого никто не заметил?

7. Зачем молодому следователю придумали жену? Особенно если у него склонность к переодеваниям то в частного собирателя антиквариата, то в фотокорреспондента? Плюс ко всему — очевидная тяга приударять за молоденькими танцовщицами? Видимо, тут планировался какой-то юмористический поворот, но, увы, не случилось.

8. Тетя с кавказским флером на скорой помощи — здесь, конечно, тоже запроектировали смех в зале? Почему же тогда получился жалкий скетч в духе позднего Петросяна?

Музей при заводе. Много стекла, должно быть красиво. Но скучно.
Музей при заводе. Много стекла, должно быть красиво. Но скучно.

9. Почему экскурсия по стекольному заводу показана настолько пресно? Это же производство + музей в одном флаконе! Или я пересмотрела Хичкока, который так работает с пространством, что даже цеха шоколадной фабрики превращаются в полноценных участников шпионской погони.

10. Наконец, при чем тут шахматы? «Сицилианская защита» из названия — это популярный дебют, только проговаривается эта информация в самом финале, когда зритель, так и не дождавшийся ни одной шахматной партии и даже не заметивший в кадре ни одной шахматной доски, — когда этот зритель не просто засыпает, а уже вовсю храпит!

В целом, из многообразия фильмов про милицию и ОБХСС в частности хуже «Сицилианской защиты» разве что «Подарки по телефону» приснопамятной рижской киностудии.

И помните: здоровый сон продлевает жизнь. Вот еще небольшая подборка на тему:

НИАСИЛИЛ: 6 фильмов, на которых вы тоже можете уснуть 😪 💤
Киноа: кино + архитектура6 апреля 2020