Полуторачасовая открытка из 1980-х про беззубый ОБХСС и нехитрое воровство стекляшек получилась на редкость сонной и невнятной. Давайте разбираться почему.
Автофургон «Кондитерские изделия»: открываешь — а там нет никто
Ночь, город, погоня. Пазик мчится по едва освещенным улицам, не реагируя ни на активный свист милиции, ни на выпученные глаза зевак. Внутри — люстра неописуемой красоты, выполненная в мещанском вкусе выродившейся аристократии.
Трое музейщиков-искусствоведов, среди которых престарелый Кадочников и бодрый Абдулов, вызваны в отдел ОБХСС на дачу экспертных показаний. Дальше будет расследование на черепашьей скорости, балаган с переодеванием милиционеров в коллекционеров и сцена в театре, похищенная из нетленки «Место встречи изменить нельзя».
Неужели это настолько плохо?
Нет, снято вполне сносно, поначалу как будто в духе итальянских «полициотески» — криминальных фильмов, которые появлялись в 1970-е как горячие пирожки. Актеры вроде Александра Абдулова или Валентина Никулина или даже Николая Волкова в роли главного расследователя-ОБХССшника стараются, хотя в таком картонном сценарии им просто некуда развернуться. Ну а модный грув с вкраплениями электроники от Ольги Петровой, дочери известного композитора Андрея Петрова, и вовсе достоин всяческих похвал.
Однако обилие дыр в сценарии вызывает ряд вопросов и в очередной раз свидетельствует о крайней неразборчивости и некритичности массового зрителя.
10 вопросов к создателям «Сицилианской защиты» (осторожно, есть спойлеры):
1. Зачем угнали фургон? Зрелищная погоня — это, конечно, жирный плюс, только вот она никак не вяжется с тихими искусствоведческими делишками по вывозу ценностей за границу.
2. Почему герой Абдулова, вечером лихо сбежав от милиции, наутро пришел на работу как ни в чем не бывало? Неужели кандидаты искусствоведения в представлении сценаристов Принцева и Графова настолько недальновидны?
3. Зачем такое обилие сотрудников ОБХСС на единицу экранного времени? Дяди в погонах с одинаковыми лицами, которые произносят общие фразы и тянут время, — как их вообще отличать и какой в них смысл?
4. Кто были эти странные самоубийцы? На кой черт их вообще сюда приплели, если они не имеют никакого отношения ни к музею, ни к милиции, ни к хищениям госсобственности, ни к преступности вообще?
5. Чем занимается музей? Какой у него профиль? Декоративно-прикладное искусство? Или изобразительные искусства? Или это дворец? Усадьба? При этом на коробках написано про некий Вологодский художественный музей. Загадка века.
6. Как один человек смог снять все подвески в огромном здании и заменить их на поддельные? Да еще и так, чтобы в бдительном советском коллективе этого никто не заметил?
7. Зачем молодому следователю придумали жену? Особенно если у него склонность к переодеваниям то в частного собирателя антиквариата, то в фотокорреспондента? Плюс ко всему — очевидная тяга приударять за молоденькими танцовщицами? Видимо, тут планировался какой-то юмористический поворот, но, увы, не случилось.
8. Тетя с кавказским флером на скорой помощи — здесь, конечно, тоже запроектировали смех в зале? Почему же тогда получился жалкий скетч в духе позднего Петросяна?
9. Почему экскурсия по стекольному заводу показана настолько пресно? Это же производство + музей в одном флаконе! Или я пересмотрела Хичкока, который так работает с пространством, что даже цеха шоколадной фабрики превращаются в полноценных участников шпионской погони.
10. Наконец, при чем тут шахматы? «Сицилианская защита» из названия — это популярный дебют, только проговаривается эта информация в самом финале, когда зритель, так и не дождавшийся ни одной шахматной партии и даже не заметивший в кадре ни одной шахматной доски, — когда этот зритель не просто засыпает, а уже вовсю храпит!
В целом, из многообразия фильмов про милицию и ОБХСС в частности хуже «Сицилианской защиты» разве что «Подарки по телефону» приснопамятной рижской киностудии.
И помните: здоровый сон продлевает жизнь. Вот еще небольшая подборка на тему: