Для того чтобы в полной мере понимать контекст любой эпохи, нужно хотя бы немного понимать людей, живших в ней. Принятые общественные нормы, религиозные взгляды, идеологические установки серьёзнейшим образом влияют на мировосприятие людей. Формируя методологию познания человека они же ограничивают и объём интересующих его знаний, а это в свою очередь напрямую влияет на логику принятия решений.
Место знаний о географии в системе воспитания римского аристократа, составлявшего правящий класс Республики и Империи, было крайне незначительным. Почти всё обучение молодого аристократа было посвящено изучению латинской риторики и юриспруденции. Каждый римлянин, желающий занять достойное место в первых рядах системы управления, должен был быть не только искусным ритором, но и хорошо знать сотни текстов, считавшихся классическими образцами культуры речи. А вот знания по географии или естественным наукам почти не преподавались.
Причина такого отношения была в том, что политику нужно было уметь хорошо толкать речи и писать письма, а вот знания по географии, естествознанию или астрономии были в повседневной жизни нужны единицам. Поэтому аристократу достаточно было знать примерно географию империи, взаимное расположение Рима и прочих ключевых земель и всё.
География, как наука о мире, мало интересовала римлян. Поэтому нет ничего удивительно, что на классической латыни были написаны лишь четыре труда по географии: «Описательная география» Помпония Мела, часть "Естественной истории" Плиния Старшего, "Хорография" Агриппы и не дошедший до нас труд Гая Лициния Муциана. Все они были написаны в 1 веке н.э. Такой интерес к географии в этот период был вызван в первую очередь вопросами государственной идеологии. Императоры были заинтересованы в прославлении величия Рима, поэтому готовы были платить энциклопедистам хорошие деньги.
Все эти карты дают довольно хорошо узнаваемые очертания береговой линии и в целом верные пропорции. И в этом нет ничего удивительного. Так как несмотря на отсутствие серьёзного интереса к изучению географии, как науки, римляне её всё же активно изучали. Просто интерес этот был крайне практический. Римская картография развивалась ещё с седой глубины, как часть вопросов землепользования. Кадастровые карты, на которых отмечались все участки земли и их владельцы, были в каждой муниципии. Землемеры были почётной профессией с чётко установленными правилами съемок земельных участков и составления кадастровых планов. Правда использовались они именно как современная кадастровая база данных, а потому никаких других применений у них не было.
Также измерению подлежали длины дорог, береговой линии, размеры городов и регионов. Эти данные служили как раз во многом для составления карт. Но даже имея точные измерения сами карты были неточны (см. картинки). Расположение регионов на них в значительной мере зависело, как от формы карты - популярными были карты в форме овала, так и от представлений самих авторов. Из-за чего на некоторых картах Испания, Галлия и Германия вытянуты едва ли не в одну линию. Также искажению подвергались и пропорции, например Италия и Греция от карты к карте меняют свои пропорции и форму: Балканский полуостров то имеет треугольную форму, то аналогичную итальянскому "сапожку". Но наиболее удивительно изображали Британию: даже во времена после её захвата римляне считали, что её длинная сторона расположена параллельно берегу Галлии.
Хотя имевшиеся карты всё-таки были довольно точны в изображении общего вида территории Империи, но вот всё что находилось за её границами было во многом результатом фантазии автора. Римляне довольно плохо представляли себе масштабы мира за пределами Империи. Размеры прочего мира серьёзно недооценивались и, например, размеры "Дикой Германии" предполагались не большими Галлии, а на самом востоке она должна была уже омываться океаном.
К сожалению нам ничего неизвестно о военных картах римлян. Вероятно они существовали, но сведений о них никаких нет. Римские военачальники должны были иметь хотя бы планы местности пограничных территорий. Но вот вражеские земли для них всегда оставались во многом территорией неизвестности. Имеющиеся карты в римских трудах по географии были скорее всего единственным источником карт для военачальника при планировании похода за пределы империи.
"Воевали по глобусу" это в случае Рима ещё хорошо, так как точность карт для той же Дикой Германии оставалась удручающе низкой. А отсюда вытекали многие проблемы военного планирования, целеполагания и логистики. Римляне вынуждены были делать большую ставку на рекогносцировку местности и проводников. Нередко это приводило к печальным последствиям, как например Красса в его небезызвестном походе против парфян.
Автор - Владимир Герасименко