Найти в Дзене
Христофор+

Талмудический иудаизм: происхождение, идеология и оценка святых отцов

Талмудический (или раввинистический) иудаизм – это нечто, совершенно отличное от религии древних израильтян, которую мы кратко охарактеризовали в этой статье: Ветхозаветный иудаизм: основные принципы и онтологический образ. Свое происхождение талмудический иудаизм он ведет не от Авраама, Моисея и Давида, но от севших на Моисеевом седалище фарисеев (Матф. 23:2), от Яффского и Тивериадского синедрионов, от раввина Акибы, от Иуды Святого, автора Мишны.

Возникает талмудизм не по Божию изволению, даже не по человеческому рассуждению, но по действию одной страсти – зависти. Свт. Иоанн Златоуст утверждает: «В этом корабле (в корабле зависти – П. К.), вошедшие иудеи, наткнувшись на скалу, потерпели крушение в вере». Причем, возникает буквально на пустом месте. Господь, возвещая многократное горе фарисеям и книжникам, завершает речь такими словами. Он говорит: «Се, оставляется вам дом ваш пуст» (Матф.23:38).

Иисус Христос на горе Елеонской. Изображение взято в открытых источниках.
Иисус Христос на горе Елеонской. Изображение взято в открытых источниках.

Эти слова – не просто завершение грозной обличительной речи. Это проклятие («анти-благословение»), отнимающее благодать и милость Божию.   Оно обозначает конец ветхозаветного иудаизма как богооткровенной религии. Если до обличения Бог присутствовал в ветхозаветном храме, освящал его Собой, то после проклятия храм теряет функцию Дома Божия, превращается в обычное жилище – «дом ваш».

Господь (Христос) удаляется из храма, оставляет его. На этом пустом месте и возникает талмудический иудаизм... Он превращается, по прп. Максиму Исповеднику, в религию оставления Божия, которая возникла по отвращению Бога от иудеев, «чтобы наказанием обратить их к покаянию».

В идеологии талмудического иудаизма нет ничего общего с религией древних израильтян. Если у ветхозаветных иудеев скриптуральной основой религий был только Танах, то у новоиудействующих статус сакрального текста получают Мишна (сборник фарисейских законов), Гемара (толкования на закон) и Тосефта (дополнения). При этом памятники, написанные раввинами, котируются выше древних писаний.

В учебниках по истории религии иллюстрацией человеческого происхождения иудаизма обычно становится следующее талмудическое изречение: «Библия подобна воде, Мишна – вину, а Гемара – вину ароматическому». Однако в том же Талмуде есть и другие не менее яркие «перлы», где толкование Библии ценится выше Ее Самой». Например: «Изучающий Библию делает дело, которое само по себе, может быть добродетелью, или же может не быть ею, изучающий Мишну поступает добродетельно и будет за это вознагражден, тот же, кто изучает Гемару, исповедует высшую добродетель». И еще: «Сын мой, обращай больше внимания на слова писателей (раввинов в Талмуде), нежели на слова Библии, так как в словах Библии имеются лишь предписания и запреты; каждый же, отступающий от слов раввинов, заслуживает смерти».

Причиной такого рода реплик, по мнению преподобного Петра Дамаскина, является самомнение и самоугодие. Иудеи, бравшиеся за толкование библейского текста, понимали его «как им казалось, а не по воле Божией; потому и обольстились, ибо <…> всякий ищущий смысла Писания не утверждает никогда своего разумения, ни хорошего, ни худого»

Извращая канон Священных книг, талмудический иудаизм извращает и духовно-юридическую основу религии древних израильтян. В этой религии первое место всегда занимало Божественное откровение, голос Божий. Авраам, Моисей и Давид были визионерами, мистиками. Они видели Бога, говорили с Ним и заключали с Ним Завет (соглашения) двухстороннего плана. Виденный ветхозаветными праведниками живой Бог являлся инициатором этих соглашений и одновременно гарантом их исполнения.

Не то в талмудическом иудаизме. Здесь на первое место выходит человеческий фактор: слово раввина; буква, писаная другим раввином. Вера в Бога сменяется, таким образом, верой в человека (в раввина). Раввин, заступая на место ветхозаветного священника (после разрушения храма институт священства становится ненужным, упраздняется), получает властные полномочия духовного лидера и судьи избранного народа. Ему присваивается право толкования Торы, создания мидрашей, галахических установлений. Раввин определяет правила жизни для своих подопечных применительно к их ситуации. Он выискивает в Мишне лазейки, позволяющие обойти предписания Торы, а в Гемаре ищет правила, позволяющие обойти предписания Мишны – все ради того, чтобы  максимально облегчить человеку жизнь и удовлетворить его страстям.

Христос среди фарисеев. Произведение с выставки "Чудеса Христа". Музей истории церкви. Изображение взято в открытых источниках.
Христос среди фарисеев. Произведение с выставки "Чудеса Христа". Музей истории церкви. Изображение взято в открытых источниках.

По свидетельству Фаррара, у фарисеев и раввинистически настроенных иудеев I века до н. э. существовала хорошая поговорка о двух главных в то время, соперничающих друг с другом толкователях Закона: наси Гиллеле айт-бейт-дине Шаммаи (оба были основателями разных раввинистических школ). Евреи говорили: «Гиллель развязывал то, что связывал Шаммаи».

Слово «развязывал» употребляется здесь в отношении к Торе, Закону. «Развязывать» – значит, тайно обходить Закон, видимо не нарушая его; разрешать запрещенное с помощью казуистики, интеллектуальной игры словами. Поговорка намекает на модернистский дух школы Гиллеля. Она указывает на ее содержательно беззаконную герменевтику, позволявшую формальным соблюдением Закона человеку страстному обходить любые стесняющие его постановления Моисея: относительно любви к Богу (Лук. 11:42), жертв (Мар. 7:11), субботы (Матф. 12:11) и браков (Матф. 5:32).

В последнем (то есть в вольных браках, сожительствах) иудеи, благодаря чересчур веротерпимому учению своих раввинов настолько преуспели, что прославились как одна из самых сластолюбивых наций. Образ среднестатистического иудея стал олицетворять блуд, прелюбодейство. Блудные бесы стали использовали образ иудея для создания прилогов.

Преподобный Григорий Синаит утверждает: «Демоны плотской страсти иногда преображаются в свиней, иногда в ослов, иногда в женонеистовых и огневидных коней, иногда в крайне распущенных евреев».

Талмудизм появился не как логическое продолжение иудаизма Библии (им стало христианство), но как противовес, контраргумент распятию и Воскресению Спасителя (ведь если Христос – Мессия, то Ветхий Завет не нужен, а если Он – не Мессия, то нужен другой мессия, другая религия). Если видимыми учредителями талмудического иудаизма являются фарисеи, спасшиеся от избиения Титова в 70 г. н. э., то невидимым основателем этой отнюдь не богооткровенной религии является диавол.

Преподобный Симеон Новый Богослов удостоверяет: «Диавол сделался многоискусен в воевании с людьми и воюет с ними пятью кознями: еллинством, иудейством, ересями, противоправославным образом жизни и (неразумными) подвигами добрых деланий. Еллинством прельщает людей, любящих <…> внешнюю мудрость; иудейством прельщает евреев, убеждая их думать, будто они добре веруют, так как чтут Единого Бога…».

Святые отцы: апологеты, святители, преподобные – неоднократно указывали на безблагодатный характер талмудической религии, подчеркивали оторванность этой искусственно созданной веры от древних корней, свидетельствовали об антихристианской направленности нового иудейства. Среди апологетов усиленно защищали христианство от нападок новоиудействующих св. Иустин Философ и Тертуллиан. Среди святителей – Иоанн Златоуст, Ипполит Римский, Киприан Карфагенский блаженный Августин. Среди преподобных – Ефрем Сирин, Анастасий Синаит, Никита Стифат. Немало писал против иудеев и святой Иоанн Кронштадский.

А что думаете о талмудическом иудаизме (не путать с ветхозаветным иудаизмом!) вы? Осталась ли в этой религии хоть частица ветхозаветной благодати? Оставляйте комментарии, не забывайте про лайки (если статья понравилась) и подписывайтесь на канал «Христофор+».

Читайте также другие статьи:

5 интересных факто о святителе Спиридоне Тримифунтском

5 загадок святого апостола Андрея Первозванного

5 загадок в событии Благовещения

5 загадок таинственного праздника Успения Богоматери

5 тайн светлого праздника Рождества Пресвятой Богородицы

Экшен с разбойниками и другие чудеса, совершенные Младенцем-Христом во время бегства святого семейства в Египет