Найти тему
ЛИТИНТЕРЕС

Литературные мистификации. Как подруга Лукреции Борджиа написала знаменитый сонет. Или не написала

Сонет действительно знаменит. Не то чтобы его знал каждый неаполитанский лаццароне (оборванец), но во всех приличных хрестоматиях по итальянской литературе он в обязательном порядке печатается. Тем более, что за ним такая драматичная история стоит!

В мая 1508 года в Ферраре состоялась свадьба. Известный поэт Эрколе Строцци женился на своей возлюбленной Барбаре Торелли - близкой подруге самой Лукреции Борджиа.

Впрочем, Строцци тоже не был мелкой сошкой. Он был вхож в самые высшие круги аристократического общества, а его хромота только придавала ему шарма. Проще говоря, он был весьма модным. Кстати, с Лукрецией он общался весьма тесно и без всякой Барбары. Злые языки поговаривают, что не только... общался.

Всего через 13 дней после этой свадьбы на Строцци напали. Тело поэта обнаружили рядом с церковью Святого Франческо. Несчастный был завернут заколот 22 ударами кинжала, завернут в собственный плащ, а его волосы выдраны. Лютая смерть.

Кто это сделал, современники так и не выяснили, историки - тоже. Но вот версий было выдвинуто немало. Одни говорили, что его приказал убить из ревности муж Лукреции Альфонсо д’Эсте. Другие приписывали это злодеяние самой Лукреции - из ревности к Барбаре! В общем, слухов ходило множество.

Безутешная Барбара написала сонет "На смерть супруга". Приведем его вам целиком:

Вдруг погас у Амура факел, стрела сломалась.
Лук пропал и колчан потерян: бог обессилел
Оттого, что жестокой Смертью тот ствол был спилен,
Под которым мне так спокойно в тени дремалось.

О, увы, не суметь ныне отыскать в могиле
Мне того, душу чью отобрал Рок, а не старость,
Только пять дней и восемь нам с любимым досталось
С той минуты, как руки в церкви соединили.

У меня больше нет желаний, одного алчу —
Замесить прах слезами, вылепить снова тело,
Холод смертный прогнать, дыханье вернуть обратно

И потом, с криком громким, с храбростью шестикратной,
Негодяю явить, что узы рассек, без плача,
И сказать: — Посмотри, все может Любви бог сделать!
-2

Теперь мы переносимся на двести лет вперед. В 1713 году феррарский поэт Джироламо Баруффальди публикует антологию, в которую вошли известные поэтические произведения его земляков разных эпох. Туда он включил и сонет Торелли, сопроводив его примечанием: "Жены Эрколе Строцци на его смерть, донны высокого происхождения, редкой красоты и больших знаний, и поэтому привлекавшей многих".

Сонет был высоко оценен итальянскими литераторами - писали, что он весьма искусен. А в последующие годы его слава только возрастала. Он стал просто легендарным. Но одновременно росли и подозрения.

Дело в том, что до 1713 года никто об этом сонете и слыхом не слыхивал. Откуда его откопал Баруффальди, так и осталось неизвестным. Да и у самой Барбары Торелли никто поэтических талантов не отмечал. Ни одного стихотворения она больше не написала.

Так она ли вообще автор этих строк?

К концу XIX века большинство итальянских филологов пришло к выводу, что сонет, скорее всего, написал сам Баруффальди, вдохновившись трагической историей гибели Эрколе Строцци.

Впрочем, активно разыскивались и другие кандидаты в авторы. Сонет даже приписывали Лодовико Ариосто - одному из крупнейших итальянских поэтов той эпохи, жившему, кстати, как раз при дворе герцога Феррары.

На сегодня вопрос с авторством окончательно не закрыт. Велик шанс, что это действительно литературная мистификация. Однако сонет продолжает печататься под именем Барбары Торелли.

Другие наши статьи на эту тему вы можете найти в рубрике "Литературные мистификации"

_________________________________

Ваши лайки и подписка на канал помогут выходу новых статей! А еще приглашаем в нашу группу ВКонтакте. И ждем вас в Телеграме