Найти в Дзене
Soundscapes Of Darkness

Норвежский Black Metal

Не секрет, что норвежская сцена начала 90-х придала финальные очертания блэк-металу и внесла наиболее существенный вклад в популяризацию этого направления экстремальной музыки. Под словосочетанием «норвежский блэк-метал» можно в узком смысле подразумевать классическое звучание стиля. Да, роль норвежцев в развитии блэка чрезвычайно велика, поэтому ранее я неоднократно касался норвежской сцены лихих 90-х в различных статьях своего канала или рассказывал отдельно о каких-либо исполнителях той движухи. Сейчас хотелось бы не только подробнее рассмотреть динамику зарождения блэка в Норвегии, но и охватить всю эволюцию направления в стране.

Isvind
Isvind

«Lysningen I skogen» с альбома Isvind «Dark Waters Stir», 1996

Как известно, блэк-метал появился в Норвегии благодаря группе Mayhem, образованной в 1984 году. В то время БМ не имел чётких границ звучания и был укоренён в трэш-метале. Сами Mayhem тоже поначалу играли такого плана материал и выпускали релизы мелкого формата, наиболее влиятельным из которых оказался мини-альбом «Deathcrush» (1987). Всё переменилось в 1988 году, когда к составу присоединился вокалист Дэд из шведской экстремальной группы Morbid, ибо его мрачные взгляды направили Mayhem в соответствующее русло. Развитию нового звучания способствовали совместные репетиции лидера и гитариста Mayhem, Евронимуса, с гитаристом Снорре Рухом из Stigma Diabolicum и Thorns.
Подробнее о роли Снорре я рассказывал ранее.

Обложка «Deathcrush»
Обложка «Deathcrush»

Заглавная композиция мини-альбома

«Lovely Children» с демо Thorns «Grymyrk», 1991

3 февраля 1990 года Mayhem отыграли концерт в норвежском Есхейме, на котором побывали музыканты будущих легенд норвежского блэк-метала. Евронимус завёл дружбу с участниками Darkthrone, Immortal и Burzum, вдохновив тех играть блэк. Также востребованной в блэк-метал кругах стала запись концерта Mayhem в немецком Лейпциге 26 ноября 1990 года. Однако, несмотря на рост авторитета группы, Дэд оказался чересчур перегружен мрачными мыслями, и 8 апреля 1991-го он покончил с собой в возрасте 22 лет.

Концерт в Есхейме

В 1991 году Евронимус открыл магазин «Helvete» (в переводе с норвежского - «Ад»), где он торговал релизами и мерчем групп, подписанных на его лейбл Deathlike Silence Productions, а также других исполнителей. Сам магазин и подвал под ним стали местом для сборищ Евронимуса со своими соратниками. «Helvete» находился в Осло, но не все исполнители сцены были родом оттуда. Многие жили в Бергене и других городах, поэтому бывало, что товарищи Евронимуса прописывались в «Helvete» на период пребывания в Осло. Образованную в магазине тусовку Евронимус пафосно окрестил «Чёрным Кругом» и «Внутренним Кругом». Журналистам местных газет и авторам фэнзинов понравилось раздувать из «Круга» нечто большее, чем тот являлся. Именно так в сфере блэк-метала пошла мода на андеграундные объединения из нескольких исполнителей.

Mayhem в классическом составе периода 1988-1991
Mayhem в классическом составе периода 1988-1991

«Freezing Moon» с легендарного концерта в Лейпциге
Чаще всего в «Helvete» вместе с участниками Mayhem собирались музыканты из таких формаций, как Burzum, Thorns, Emperor, Hades, Darkthrone, Immortal и Mortem (дэт-металическая предтеча Arcturus). Также к движухе имели отношение Enslaved, Ulver и некоторые другие группы, но, конечно, никакой официальной регистрации членов «Круга» не было. Тем не менее, в прессе разговоры о некой тайной организации металистов не прекращались. Хотя поначалу разговоров было немного, но их количество возросло в геометрической прогрессии, когда юные норвежские блэкеры занялись криминалом, о чём поговорим чуть позже.

Mayhem и Darkthrone в 1992 году
Mayhem и Darkthrone в 1992 году

Студийная запись Mayhem «Carnage», 1990

Репетиционные записи Darkthrone 1991-го года, выпущенные в 2016-м на компиляции «The Wind of 666 Black Hearts»
В 1991 году вышли релизы мелкого формата в исполнении Burzum, Immortal, Thorns, Enslaved, Arcturus, Perdition Hearse, Enthrone (предтеча Carpathian Forest). В 1992-м выпущены первые полноформатные альбомы норвежской сцены блэка. В феврале вышел Darkthrone «A Blaze in the Northern Sky». В марте - дебютный и одноимённый альбом Burzum. В июле - Immortal «Diabolical Fullmoon Mysticism». Также в 92-м первыми своими первыми релизами блеснули Emperor, Satyricon, Ildjarn, Malfeitor (предтеча Strid), Isvind. Постепенно стали появляться группы, у участников которых не было тесной или какой-либо вообще связи со «Внутренним Кругом».

Обложка сингла «My Angel» в исполнении Arcturus
Обложка сингла «My Angel» в исполнении Arcturus

Заглавный трек данного релиза

«Lord of the Depths» со второго демо Burzum

Заглавный миньон Immortal

«My Ancient Gods Behind Them All» с демо Perdition Hearse «Mala Fide»

Демо «The Call of the Ice Wind» в исполнении Isvind

Обложка Darkthrone «A Blaze in the Northern Sky»
Обложка Darkthrone «A Blaze in the Northern Sky»

«Kathaarian Life Code» с данного альбома

Демо Thorns «Trøndertun»

«Feeble Screams from Forests Unknown» с дебютника Burzum

«The Call of the Wintermoon» с Immortal «Diabolical Fullmoon Mysticism»

Первый трек с демо Ildjarn «Seven Harmonies of Unknown Truths»

«Wrath of the Tyrant» с одноимённого демо в исполнении Emperor

Обложка данного релиза
Обложка данного релиза

Именно в тот период времени музыканты из некоторых формаций начали заниматься криминальной деятельностью, в первую очередь - поджогами церквей. Поначалу СМИ не находили связи блэковой сцены с этими явлениями, но интервью Варга Викернеса, единоличного лидера Burzum, газете «Bergens Tidende» в январе 1993-го пролило лучик света на некий «Чёрный Круг» и поджоги. Варга на короткий срок арестовали, но доказать ничего не удалось, ибо Викернес не называл конкретных имён - интервью предназначалось исключительно для раскрутки магазина «Helvete» и норвежского блэка. В марте о норвежской БМ-сцене написал популярный рок-журнал «Kerrang!».

Обложка миньона Burzum «Aske», 1993
Обложка миньона Burzum «Aske», 1993

«Stemmen fra tårnet» с данного релиза

Тем не менее, январский-мартовский прорыв был лишь началом. 10 августа 1993 года Варг убил Евронимуса в результате постепенно нарастающего конфликта. После этого полиция переворошила всю сцену, раскрыв не только убийство Евронимуса, но и многие поджоги, а также убийство не имеющего отношния к сцене Магне Андреассена, которое годом ранее совершил Фауст, ударник Emperor. По данным норвежской полиции, музыканты из Burzum (Варг Викернес), Emperor (Самот и Фауст), Hades (Йорн Инге Тунсберг) и Mayhem (Евронимус) осуществили серию поджогов церквей. Журналисты ещё больше заговорили о таинственной «блэк-метал мафии». Вот каким образом «Чёрный Круг» приобрёл в массах статус официальной организации, коей он на самом деле никогда не являлся.

Варг и Евронимус
Варг и Евронимус

«War» с дебютника Burzum. Соло исполнено Евронимусом
Однако, вернёмся к музыке. В 93-м выпустили полноформатные альбомы Burzum, Darkthrone, Immortal, Satyricon. В придачу к этому обнародовали демки и/или мини-альбомы такие исполнители, как Strid, Mysticum, Gorgoroth, Hades, Enslaved, In the Woods..., Fleurity, Covenant (предтеча The Kovenant), Dimmu Borgir, Ancient.

Обложка Burzum «Det som engang var»
Обложка Burzum «Det som engang var»

«Lost Wisdom» с данного альбома

«Natassja in Eternal Sleep» с Darkthrone «Under a Funeral Moon»

«The Sun No Longer Rises» с Immortal «Pure Holocaust»

Заглавная композиция Satyricon «Dark Medieval Times»

В 1994 году, после затянувшегося производства, вышел дебютный лонгплей Mayhem - «De Mysteriis Dom Sathanas». Тогда же состоялись релизы полноформатников Darkthrone, Burzum, Emperor, Enslaved, Satyricon, Ancient, Gorgoroth, Forgotten Woods, Fimbulwinter, Carpathian Full Moon, Obtained Enslavement.

Обложка Mayhem «De Mysteriis Dom Sathanas»
Обложка Mayhem «De Mysteriis Dom Sathanas»

«Funeral Fog» с данного альбома

«Det som en gang var» с Burzum «Hvis lyset tar oss»

«Vikingland» с Satyricon «The Shadowthrone»

«Likferd» с Ancient «Svartalvheim»

«Ritual» с Gorgoroth «Pentagram»

Обложка Darkthrone «Transilvanian Hunger»
Обложка Darkthrone «Transilvanian Hunger»

Заглавная композиция альбома

«Black Metal Storm» с Fimbulwinter «Servants of Sorcery»

«I Am the Black Wizards» с Emperor «In the Nightside Eclipse»

«Svarte vidder» с Enslaved «Frost»

«Desecration of My Soul» с Obtained Enslavement «Centuries of Sorrow»

«Above the Pantheon» с Carpathian Full Moon «Serenades in Blood Minor»

«Eclipsed» с Forgotten Woods «As the Wolves Gather»

Обложка альбома
Обложка альбома

Таким образом, к середине 90-х норвежская сцена разрослась до больших размеров. Блэк-метал начал разветвляться. Такие исполнители, как Arcturus, Emperor и Gehenna, оказали влияние на зарождающийся симфоник-блэк; Burzum и In the Woods... - атмосферик-блэк; Burzum и Strid - депрессив-блэк; Mysticum - индастриал-блэк; Enslaved, Ulver и Hades - пэйган-блэк; Fleurity, Ved Buens Ende и Arcturus - прогрессив- и авангард-блэк. Упомянутые исполнители обнародовали крупные релизы в середине 90-х.

Обложка Hades «...Again Shall Be», 1994
Обложка Hades «...Again Shall Be», 1994

«Unholy Congregation» с данного альбома

«Nattevandring» с заглавного мини-альбома Strid, 1994

«I Troldskog faren vild» с Ulver «Bergtatt - Et Eeventyr i 5 Capitler», 1995

«Heart of the Ages» с одноимённого альбома в исполнении In the Woods..., 1995

Обложка Ved Buens Ende «Written in Waters», 1995
Обложка Ved Buens Ende «Written in Waters», 1995

«You, That May Wither» с данного альбома

«En skikkelse i horisonten» с Fleurity «Min tid skal komme», 1995

«Lord of Flies» с Gehenna «Seen Through the Veils of Darkness (The Second Spell)», 1995

Обложка Burzum «Filosofem», 1996
Обложка Burzum «Filosofem», 1996

«Dunkelheit» с данного альбома

«Mother North» c Satyricon «Nemesis Divina», 1996

«Raudt og svart» с Arcturus «Aspera Hiems Symfonia», 1996

«Ars Manifestia» с Kvist «For kunsten maa vi evig vike», 1996

Разнообразию норвежской сцены и активности её исполнителей не находилось предела до самого конца 90-х. Да, уже в ту эру некоторые отцы-основатели либо отошли от дел, либо от канонов стиля, однако это не остановило приток новых групп, как в рамках классического звучания, так и среди наплодившихся подстилей блэка. Притом наибольшей востребованности начали добиваться именно неканоничные работы, хоть находились и респектабельные приверженцы традиций, типа Ragnarok, Urgehal или Taake. Во второй половине 90-х начал выходить на пик востребованности
симфоник-блэк, чему во многом способствовали Dimmu Borgir.

Обложка Ragnarok «Nattferd», 1995
Обложка Ragnarok «Nattferd», 1995

«Daudens Natt» с данного альбома

«Vigrids vård» с альбома бергенских Helheim «Jormundgand», 1995

«Sannhet, smerte og død» с альбома Trelldom «Til evighet...», 1995

«Dauden» с заглавного альбома Borknagar, 1996

Обложка Aura Noir «Black Thrash Attack», 1996
Обложка Aura Noir «Black Thrash Attack», 1996

«Sons of Hades» с данного альбома

«Moon in the Scorpio» с одноимённого альбома в исполнении Limbonic Art, 1996

«Varg» с Tulus «Pure Black Energy», 1996

«Embraced by Cold» с Urgehal «Arma Christi», 1997

Обложка Dimmu Borgir «Enthrone Darkness Triumphant», 1997
Обложка Dimmu Borgir «Enthrone Darkness Triumphant», 1997

«The Night Masquerade» с данного альбома

«The Millennium King» с Old Man's Child «The Pagan Prosperity», 1997

«Hymne» с Kampfar «Mellom skogkledde aaser», 1997

«When the Moon Is on the Wave» с Solefald «The Linear Scaffold», 1997

Обложка альбома
Обложка альбома

Заглавный трек Carpathian Forest «Black Shining Leather», 1998

«Kampen» с Windir «Arntor», 1999

«Vid I» с Taake «Nattestid ser porten vid», 1999

«Come Damnation» с Keep of Kalessin «Reclaim», 1999

Помимо расцвета симфоблэка, на рубеже 90-х и 2000-х в стране произошёл бум на
индастриал-блэк. Прародителями движухи принято считать Mysticum и Helheim из Сарпсборга, но самым резонансным альбомом в норвежском индастриал-блэке оказался опус Mayhem «Grand Declaration of War» (2000). Также существенные релизы в оном подстиле выпустили Satyricon, The Kovenant, Dødheimsgard, Thorns.

Обложка Helheim «Fenris», 1996
Обложка Helheim «Fenris», 1996

Мини-альбом целиком

«Wintermass» с Mysticum «In the Streams of Inferno», 1996

«Ion Storm» с Dødheimsgard «666 International», 1999

«Filthgrinder» с Satyricon «Rebel Extravaganza», 1999

«Prophecies of Fire» с The Kovenant «Animatronic», 1999

«In the Lies Where upon You Lay» с Mayhem «Grand Declaration of War», 2000

«Shifting Channels» с заглавного альбома Thorns, 2001

Учитывая то, что Mayhem изначально являлись отцами всего норвежского блэка, «Grand Declaration of War» в своё время сыскал немало критики от консервативных слушателей. Тем не менее, альбом усилил интерес к экспериментальному звучанию у остальной аудитории. Да и это далеко не единственная продвинутая работа первой половины 00-х, ибо никуда не делись Emperor, Enslaved, Borknagar и т.д. Другие же отцы стиля, типа Darkthrone, Immortal и Satyricon, напрочь укоренились в более «рок-н-ролльном» звучании. Ну, а традиционное звучание поддерживалось усилиями групп, наподобие 1349 и Tsjuder, хоть те, конечно же, не играли настолько убедительно, насколько зачинатели движухи в свои лучшие годы, поэтому в целом Норвегия перестала быть главной блэк-металической страной.

Обложка Khold «Masterpiss of Pain», 2001
Обложка Khold «Masterpiss of Pain», 2001

«Mesterverk av smerte» с данного альбома

«Korpus Sepsis» Koldbrann «Nekrotisk Inkvisition», 2003

«Evig Pine» с Vreid «Kraft», 2004

«Malignant Coronation» с Tsjuder «Desert Northern Hell», 2004

Обложка Taake «Hordalands doedskvad», 2005
Обложка Taake «Hordalands doedskvad», 2005

«Hordalands doedskvad I» с данного альбома

«I Am Abomination» с 1349 «Hellfire», 2005

«Betrayed» с Antestor «The Forsaken», 2005

«K.I.N.G.» с Satyricon «Now, Diabolical», 2006

Обложка Mayhem «Ordo ad Chao», 2007
Обложка Mayhem «Ordo ad Chao», 2007

«Illuminate, Eliminate» с данного альбома

«Raised on Rock» с Darkthrone «F.O.A.D.», 2007

«Blackwinged Messiah of Blasphemy» с Beastcraft с «Baptised in Blood and Goatsemen», 2007

«Goatbreath» c Furze «UTD», 2007

Обложка Enslaved «Vertebrae», 2008
Обложка Enslaved «Vertebrae», 2008

Заглавная композиция альбома

«Drikke ens skål» с Den Saakaldte «Øl, mørke og depresjon», 2008

«Code Human» с Svarttjern «Misanthropic Path of Madness», 2009

Заглавный трек Skitliv «Skandinavisk misantropi», 2009

В следующем десятилетии ситуация мало изменилась со второй половины 00-х. Больше всего на слуху остаются отошедшие от канонов ветераны. Очередную попытку возродить классическую ветку предприняла тронхеймская сцена, которую в среде слушателей также принято называть нидаросской (по старому названию Тронхейма - Нидарос). Важным альбомом для нидаросского блэка стал «Cursed, Scarred and Forever Possessed» (2008) в исполнении Celestial Bloodshed. Также на протяжении второй половины 00-х и в течение 2010-х в рамках оного звучания реализовывались Kaosritual, Mare, One Tail One Head, Saligia, Aptorian Demon, Whoredom Rife и прочие формации. Нидаросский блэк отличается концентрированно мрачной и ритуальной атмосферой, вдохновлённой Mayhem «De Mysteriis Dom Sathanas». Похожее по форме звучание отмечается у Dødsengel из Олесунна, но та группа оказалась самобытнее тронхеймских коллег.

Обложка Celestial Bloodshed «Cursed, Scarred and Forever Possessed»
Обложка Celestial Bloodshed «Cursed, Scarred and Forever Possessed»

Заглавная композиция альбома

«Lucifer Ascendant» с Dødsengel «Mirium Occultum», 2010

Мини-альбом «Spheres like Death» в исполнении Mare, 2010

«In the Golden Light» с миньона One Tail One Head «Tandava», 2011

«Fire: Tear Apart the Veil» с альбома Saligia «Fønix», 2015

«Pilgrim» с Whoredom Rife «Dommedagskvad», 2017

Таким образом, в 2010-х и в наше время норвежская сцена продолжает оставаться на слуху прежде всего благодаря ветеранам, многие из которых давно отошли от канонов. Да, современный норвежский блэк в целом - это нишевая музыка, то есть определённая аудитория у неё есть, и она будет всегда, но, так или иначе, сцена находится не на переднем плане по востребованности. При разговорах о норвежском блэке первым делом продолжают вспоминаться классические альбомы из лихих 90-х.

Обложка Burzum «Belus», 2010
Обложка Burzum «Belus», 2010

«Glemselens Elv» с данного альбома

«Ulvetid» с одноимённого альбома Kvelertak, 2010

«Djevelen i menneskeform» с Blodhemn «Holmengraa», 2012

Обложка Dødsengel «Imperator», 2012
Обложка Dødsengel «Imperator», 2012

«Upon the Beast She Rideth» с данного альбома

«Svart magi» с Dødsfall «Djevelens evangelie», 2013

«Psywar» с Mayhem «Esoteric Warfare», 2014

«Sing for Devastation» с одноимённого альбома Nordjevel, 2016

«Mind-Abscess» с Sarkom «Anti-Cosmic Art», 2016

Обложка Immortal «Northern Chaos Gods», 2018
Обложка Immortal «Northern Chaos Gods», 2018

«Gates to Blashyrkh» с данного альбома
Заглавный трек Djevel «Ormer til armer, maane til hode», 2019

«Syke hjerter» с Dold Vorde Ens Navn «Mørkere», 2021

«Født til å herske» с Mork «Katedralen», 2021

Итак, в начале 90-х норвежская сцена внесла решающий вклад в формирование блэк-метала и заявила об этом направлении на весь мир. В оставшейся части десятилетия Норвегия существенно способствовала разветвлению блэка на подстили. В новом миллениуме БМ-сцена страны отодвинулась на второй план, однако её численность от этого не пострадала. Имена отцов были увековечены, ибо благодаря норвежской сцене блэк в классическом понимании является именно таким, какой он есть. Трудно рассуждать, насколько востребованным стиль оказался бы без трагических событий начала 90-х, если бы он вообще смог найти альтернативные пути к мировой популярности. В любом случае, норвежцы сделали своё дело. Одержимость, талант, безумие - сложно сказать, чему в наибольшей степени обязан блэк-метал своим появлением, но в Норвегии всё это нашлось в избытке.