Первая и вторая части:
Итак, Брейгель отправился в путешествие по Италии и Франции.
Хотя сведений о его пребывании во Франции практически нет, про итальянскую часть есть много документально подтвержденных данных. Есть и картины того периода.
Так что рассказу искусствоведа Ван Мандера об этой поездке художника, совершенной им между 1552 и 1554 годами, можно верить.
Брейгель, вероятно, отправился в Италию через Лион, направляясь на юг, на Сицилию, а затем повернул обратно на север, в Рим, где он оставался некоторое время.
Часто высказывалось предположение, что он в Италию он поехал в компании двух своих коллег – живописца и гравера Мартина де Воса (1532-1603) и скульптора Якоба Йонгелинка (1530-1606) – о пребывании которых в Италии в то же самое время точно известно.
К этому периоду жизни Брейгеля можно отнести несколько сохранившихся работ. Одной из таких является рисунок "Южный монастырь в долине", датированный 1552 годом и изображающий итальянский пейзаж, который, вероятно, был набросан на месте.
Его гравюра "Морское сражение в Мессинском проливе", хотя и датирована 1561 годом, должно быть, также была основана на эскизах, сделанных на месте, и указывает на то, что Брейгель в своем путешествии добирался до Сицилии.
Два других листа свидетельствуют о пребывании Брейгеля в Риме: рисунок "Рипа Гранде в Риме", ок. 1552/54 гг., и гравюра "Проспект Тибуртино (Вид на Тиволи)", ок. 1555-56 гг.
Есть и другие гравюры, опубликованные ближе к концу шестнадцатого века, которые якобы воспроизводят рисунки Брейгеля, сделанные им в Риме.
Более того, вполне вероятно, что в 1553 году Брейгель познакомился и сотрудничал с итальяно-хорватским художником-миниатюристом Джулио Кловио (1498-1578), который в том же году вернулся в Рим после двухлетнего отсутствия в городе.
Их знакомство и совместная работа подтверждены описью имущества Кловио 1577 года, в которой записаны пять работ, ныне утраченных, сделанные, возможно, Брейгелем во время своей поездки.
К ним относятся Вавилонская башня, написанная на слоновой кости, Вид Лиона гуашью – что свидетельствует о правдивости заявления Ван Мандера о том, что Брейгель путешествовал по Франции по пути в Италию – и гуашь с изображением дерева.
Однако наиболее интригующей из них является миниатюра, половина которой была написана Кловио, а половина – Брейгелем.
Хотя ученым и не удалось идентифицировать руку Брейгеля ни в одной из работ Кловио, мы можем предположить, что именно влияние этого миниатюриста мы видим в таких картинах Брейгеля, как "Вавилонская башня", которая изобилует мельчайшими фигурками.
Вернувшись в Нидерланды, вероятно, в 1554 году и предположительно обосновавшись в Антверпене, Брейгель начал работать на антверпенского печатного издателя Иеронима Кока (1518-1570).
В том же году он нарисовал "Пейзаж с медведями", который Кок переработал и выгравировал как "Искушение Христа", а в 1555-56 годах Брейгель сделал эскизы для группы гравюр "Большие пейзажи".
Эти работы положили начало самому плодотворному периоду деятельности Брейгеля в качестве графика, который продолжался до 1561 года.
За это время он выполнил более сорока рисунков для гравюр, включая серию "Семь смертных грехов" 1556-57 гг., "Обыватель" 1558 г., "Алхимик" 1558 г. и "Семь добродетелей" 1559-60 гг.
Мы должны помнить, что эти гравюры и офорты не только были увлекательными проектами для Брейгеля, но и давали ему постоянный источник дохода в то время, когда у него, похоже, было мало крупных заказов на живопись.
Действительно, лишь несколько его сохранившихся картин датированы ранее 1562 года: "Притча о сеятеле" 1557 года, "Нидерландские пословицы" 1559 года, "Битва между карнавалом и постом" 1559 года и "Детские игры", 1560 года.
Однако примерно с 1562 года заказы на его картины стали более многочисленными, и производство рисунков для гравюр резко сократилось.
Тем не менее несколько его таких поздних рисунков не менее значительны, чем ранние, поскольку среди них "Весна" 1565 года и "Лето" 1568 года, а также две гравюры на дереве "Дикарь на маскараде в честь Орсона и Валентина" 1566 г., и "Грязная невеста, или Свадьба Мопсуса и Низы" 1569 г.
Картина Брейгеля "Две обезьяны" с видами Антверпена на заднем фоне, указывает на то, что художник всё ещё жил в этом городе в 1562 году (дата указана на панели).
Но Брейгель определенно был уже в Брюсселе в 1563 году, женившись там на Майкен, дочери Ван Альста.
По словам искусствоведа Ван Мандера, примерно во время женитьбы мать Майкен убедила Брейгеля переехать из Антверпена в Брюссель, чтобы отдалить его от бывшей возлюбленной.
Достоверность этой истории, скорее всего, никогда не будет подтверждена, но кажется очевидным, что ко времени своей свадьбы Брейгель находился в Брюсселе, городе, где у него был по крайней мере один значительный покровитель и где он в конечном счете был похоронен.