Мы все хотим быть во Христе. Таинство Причастия – это наше единственное средство буквально физически реализовать данную высшую цель. Вся Литургия, можно сказать, ведет нас к Великому Таинству.
Приходя в храм, мы включаемся в общую молитву – иереи, дьяки, хор, ведут службу, мы молимся совместно с ними, повторяем слова песнопений. Ход службы по сути непрерывен. Однако после молитвы «Отче наш» на Литургии хор поет причастный стих, текст которого меняется в зависимости от дня седмицы и праздника.
При этом, в то время, когда мы слышим данный стих, происходит причащение священников. Уже после этого открываются Царские Врата и выносится Чаша для причащения. Но между этими двумя действиями и возникает в силу ряда причин (кто-то не успел исповедаться и иные) пауза.
Неопытный прихожанин может воспринять данную паузу действительно как антракт – он еще не привык «плотно» участвовать в Литургии, повторять молитвы и так далее. Для него действительно не происходит никакого действия, настает некая тишина.
И тут начинается, как говорится, кто во что горазд. Кто-то начинает беседовать с другими людьми, дети начинают бегать по храму, взрослые начинают ходить по храму, кто-то ставит свечи, и прочее. Это большая ошибка, совершаемая по незнанию.
Именно в этот момент верующий человек имеет возможность полностью сосредоточиться на своей душе. Нужно сугубо помолиться Богу о неосужденном Причащении, осознать свое недостоинство, вспомнить, может быть, какие-либо грехи, которые забыли сказать на исповеди и покаяться в них внутри своего сердца. Да просто побыть во внутренней духовной тишине, со благодарением ожидая Христа.
Теперь понятно, насколько наши хождения по храму, шепот и толкотня отвлекают прихожан от этого важнейшего внутреннего стояния. Настоятели храмов, зная всю описанную выше проблему, используют различные методы непревращения в антракт запричастной паузы.
Чаще всего один из служителей начинает читать молитвы из «Последования ко святому причащению» или жития святых. Это очень верный путь решения проблемы, так как даже новоначальный верующий в это время, слыша данные молитвы, понимает, что нужно готовиться ко Причастию, а не заниматься посторонними делами.
Итак, Литургия – это единое непрестанное действие, и в нем на самом деле нет никаких пауз и антрактов. Ставить свечи, задавать вопросы священнику нужно по ее окончании. Общаться же друг с другом по каким-то житейским вопросам лучше вне пределов храма.