Сегодня я хочу рассказать вам об одном интересном случае и последующем за ним психологическом исследовании о влиянии авторитета врача на профессиональную деятель медицинских сестер. Сразу оговорюсь, что хоть исследование проводилось в медицинских учреждениях, его результаты вполне можно спроецировать на любые другие случаи профессионального взаимодействия. Есть такая поговорка: «Я начальник – ты дурак, ты начальник – я дурак». Она в довольно грубой форме, но отражает наш способ выполнять поручения начальника (авторитета), без критической оценки этого поручения. С одной стороны, это значительно облегчает задачу подчиненного, позволяет ему не брать на себя ответственность за результат порученного задания: «Мне так сказали…», «Как сказали, так и сделал!». А с другой стороны, может создать массу сложностей. И хорошо, если это не касается здоровья, или жизни других людей.
Два профессора-фармаколога из университета в Филадельфии, М.Коэн и Н. Дэвис, авторы книги «Ошибки в лечении: их причины и предотвращение» считают, что решающее значение в совершении ошибок при лечении пациентов имеет не только слепая вера лечащему врачу их родственников, но и младшего медицинского персонала. По мнению Коэна, «раз за разом пациенты, медсестры, фармацевты и другие врачи не ставят под сомнение необходимость использования прописанного лекарственного средства».
В своей книге эти авторы описали такой случай. Доктор велел пациенту закапывать ушные капли в ухо, которое сильно болело. Вместо того чтобы написать на рецепте полностью «правое ухо», доктор сократил предписание до следующей строчки: «Капать в пр. ухо» (place in R ear, что можно прочитать как «место в задней части»). Ознакомившись с рецептом и недолго думая, дежурная сестра отправила требуемое количество ушных капель в анус пациента. Безусловно, подобное лечение было странным, но ни пациент, ни медсестра не усомнились в правильности предписания. И это был не единичный случай слепого выполнения назначения врача. Из похожих историй авторы сделали следующий вывод: в большинстве случаев люди не способны критически оценивать распоряжения авторитетов. Они склонны выполнять задание, не задумываясь над его абсурдностью, ведь ответственность лежит на том, кто это задание поручил.
Ученые продолжили изучать данную тему. Они хотели выяснить, являются подобные инциденты случайными или они представляют собой широко распространенный феномен. Также, целью было изучить проблему на примере специально смоделированной ситуации (эксперимента). Помимо этого, удалось получить свидетельство того, что распоряжение будет выполнено, даже если его отдаст не сам доктор, а человек, использующий этот титул.
Один из исследователей позвонил на 22 медсестринских поста, находящихся в хирургических, терапевтических, педиатрических и психиатрических отделениях больниц. Исследователь представлялся больничным врачом и приказывал отвечавшей по телефону медицинской сестре ввести 20 миллиграммов наркотического средства одному из пациентов, находившихся в отделении. Медицинских сестер должны были бы насторожить четыре следующих момента:
1) распоряжение было отдано по телефону, что являлось нарушением больничных правил;
2) само средство не было разрешенным к использованию без особых назначений;
3) предписанная доза была чрезмерной;
4) распоряжение было отдано человеком, которого ни одна из медицинских сестер никогда раньше не встречала.
Однако в 95 % случаев медицинские сестры отправлялись в указанный медицинский кабинет, брали там назначенную пациенту дозу препарата и направлялись в нужную палату, чтобы ввести больному это лекарство. Именно в этот момент незаметно наблюдавший за медсестрой исследователь останавливал ее и рассказывал о цели эксперимента. Результаты оказались пугающими. Исследователи пришли к следующему выводу: «По идее, два профессионала, доктор и медсестра, должны работать так, чтобы любая медицинская процедура проводилась правильно и не несла в себе опасности для здоровья и жизни пациента. Однако, как показал данный эксперимент, один из этих профессионалов практически не задействует свой „багаж знаний“ и лишь пассивно следует указаниям другого вышестоящего профессионала».
Медсестры автоматически выполняли распоряжение доктора, поскольку привыкли повиноваться признанным авторитетам. Более того, они не просто бездумно подчинились истинному авторитету, а реагировали на его наиболее легко фальсифицируемый символ — титул.
Точно так - же на титул «Врач», «Доктор» реагируют и сами пациенты. Чаще всего наше доверие людям в белых халатах оправданно и даже желательно. Выполнять назначения врача необходимо, но сохранять критическое мышление относительно рекомендаций не проверенных «специалистов» будет не лишним.
Это исследование не прошло мимо внимания маркетологов. В рекламе стали часто появляться люди в белых халатах, которые рекламировали лекарственные препараты, высказывали «экспертное» мнение по поводу пользы его использования. Не обошло это явление и рекламный рынок в России. Доверяя титулу «доктора» люди добросовестно отдавали деньги за сомнительные чудодейственные «пилюли». Федеральным законом от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" запрещено «использование образов медицинских и фармацевтических работников, за исключением такого использования в рекламе медицинских услуг…».
Несмотря на описанное выше исследование, не будем строги к медицинским работникам. Все мы не менее доверчивы к авторитетным мнениям. В этом вы сможете убедиться, прочитав следующую статью.
Материалы для публикации взяты из книги Роберта Чалдини «Психология влияния»