Найти тему
Ritual.ru

Смерть в искусстве: самые знаменитые образы

В живописи образ смерти соразмерен культу. Персонаж смерти способен раскрыть все грани тайного бытия. Поэтому смерть представляет собой одно из самых интересных явлений в искусстве. О ней рассуждают до сих пор. Ценители искусства спорят о нравственных аспектах жизни и смерти, и ее непосредственном отражении в живописи.

Чаще всего смерть изображается в виде женщины и по сей день не до конца известно откуда взялась такая тенденция. Некоторые исследователи предполагает, что в основе образа лежит женщина из-за ее способности давать жизнь, а следственно и отнимать ее.

1. «Мертвый Христос в Гробу» (1521-22). Художник Ганс Гольбейн Младший

-2

Немецкий живописец был первым, кто преподнес самый реалистичный образ мертвого Иисуса Христа. Прототипом стал утопленник-рыбак, который имел картинное сходство с внешностью Иисуса.

Тело на картине было изображено тлеющим и с признаками синевы и черноты в конечностях. Из-за этого картина поначалу считалась еретической, так как религиозно тело спасителя не могло быть подвержено земным искажениям.

2. Символика черепа как смерти

-3

Пожалуй, ничто не изображает смерть лучше, чем череп. Практически каждая культура использовала череп как символ смертности. Чаще всего, черепа изображали в натюрмортах, но иногда как замена изображения умершего человека. Например, в «Триптихе семьи Брак» (1452) фламандского художника Рогира ван дер Вейдена череп олицетворяет не только неизбежность смерти, но и изображает покровителя семьи. Замысловатая надпись на картине передает весь глубокий смысл смертности: «Знай, честолюбивый и гордый, мое тело тоже было когда-то прекрасно, но теперь оно служит лишь пищей для червей».

3. Облик анаморфозы и скрытого смысла смерти

Анаморфозы - это техника в искусстве, которая используется для создания скрытых образов, которые могут быть видны только в определенных условиях и под определенным углом. Помимо и так нераскрытых аллегорий символа смерти в искусстве, данная техника делает изображения еще более интересными и загадочными, вкладывая больший смысл в картины. Так, например, картина «Все есть тщеславие» Чарльза Аллана Гилберта (1892) на первый взгляд олицетворяет лишь девушку, смотрящую в зеркало. Однако под определёнными углом, вдруг вся картина превращается в череп.

-4

4. Скелеты

Сам образ скелетов, часто изображенных танцующими, пришел из фольклора. Смысл подобной живописи скрывается в идее о том, что даже смерть может обладать «живыми» проявлениями. Прекрасно показан данный облик смерти в гравюре «Пляска смерти» немецкого гуманиста и картографа Михаэля Вольгемута, опубликованная в 1493 году.

-5

5. Смерть – это случайность

В картине французского художника Эдуарда Моне «Смерть тореадора» показана случайность смерти как отдельного явления. Картина выполнена в технике хаотичных мазков, что делает ее «легкой» и придает ощущение неожиданности. Тореадор выглядит празднично, однако и его забрала смерть. Случайность - весь посыл художника и его виденье окончания жизни, которое может прийти в любой момент.

-6

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц