В живописи образ смерти соразмерен культу. Персонаж смерти способен раскрыть все грани тайного бытия. Поэтому смерть представляет собой одно из самых интересных явлений в искусстве. О ней рассуждают до сих пор. Ценители искусства спорят о нравственных аспектах жизни и смерти, и ее непосредственном отражении в живописи.
Чаще всего смерть изображается в виде женщины и по сей день не до конца известно откуда взялась такая тенденция. Некоторые исследователи предполагает, что в основе образа лежит женщина из-за ее способности давать жизнь, а следственно и отнимать ее.
1. «Мертвый Христос в Гробу» (1521-22). Художник Ганс Гольбейн Младший
Немецкий живописец был первым, кто преподнес самый реалистичный образ мертвого Иисуса Христа. Прототипом стал утопленник-рыбак, который имел картинное сходство с внешностью Иисуса.
Тело на картине было изображено тлеющим и с признаками синевы и черноты в конечностях. Из-за этого картина поначалу считалась еретической, так как религиозно тело спасителя не могло быть подвержено земным искажениям.
2. Символика черепа как смерти
Пожалуй, ничто не изображает смерть лучше, чем череп. Практически каждая культура использовала череп как символ смертности. Чаще всего, черепа изображали в натюрмортах, но иногда как замена изображения умершего человека. Например, в «Триптихе семьи Брак» (1452) фламандского художника Рогира ван дер Вейдена череп олицетворяет не только неизбежность смерти, но и изображает покровителя семьи. Замысловатая надпись на картине передает весь глубокий смысл смертности: «Знай, честолюбивый и гордый, мое тело тоже было когда-то прекрасно, но теперь оно служит лишь пищей для червей».
3. Облик анаморфозы и скрытого смысла смерти
Анаморфозы - это техника в искусстве, которая используется для создания скрытых образов, которые могут быть видны только в определенных условиях и под определенным углом. Помимо и так нераскрытых аллегорий символа смерти в искусстве, данная техника делает изображения еще более интересными и загадочными, вкладывая больший смысл в картины. Так, например, картина «Все есть тщеславие» Чарльза Аллана Гилберта (1892) на первый взгляд олицетворяет лишь девушку, смотрящую в зеркало. Однако под определёнными углом, вдруг вся картина превращается в череп.
4. Скелеты
Сам образ скелетов, часто изображенных танцующими, пришел из фольклора. Смысл подобной живописи скрывается в идее о том, что даже смерть может обладать «живыми» проявлениями. Прекрасно показан данный облик смерти в гравюре «Пляска смерти» немецкого гуманиста и картографа Михаэля Вольгемута, опубликованная в 1493 году.
5. Смерть – это случайность
В картине французского художника Эдуарда Моне «Смерть тореадора» показана случайность смерти как отдельного явления. Картина выполнена в технике хаотичных мазков, что делает ее «легкой» и придает ощущение неожиданности. Тореадор выглядит празднично, однако и его забрала смерть. Случайность - весь посыл художника и его виденье окончания жизни, которое может прийти в любой момент.