Найти тему
Oleg Kaczmarski

URIAH HEEP 2023 CHAOS & COLOUR. По свежим впечатлениям

Вчера он появился в сети, 4 раза я его прослушал. Сегодня официальное представление, продолжаю слушать.

Сразу отмечу: можно ли было ожидать какого-то супер-откровения? Хотя бы чисто теоретически, в принципе? Нет, конечно. Хотя бы по той причине, что в настоящее время рок-музыка не предполагает никаких откровений. Если брать этот жанр в интегральном, целостном виде, то все откровения были сделаны в 60 - начале 70-х. А если брать новейшие дифференцированные под-жанры, то Хип к ним не принадлежат и переход в них исключён – работают они в старом добром хард-роке, а какие здесь могут быть откровения в 2023-й – в 55 году от явления Джими Хендрикса?

Главный сюрприз – авторство песен. Приходилось читать, что якобы дадут больше простора «молодым» (напомню, что Гилбруку – 58, Риммеру – 54). Речь при этом шла, однако, о басисте Риммере. А что в результате? Да, ему принадлежит – как и на предыдущем альбоме – «открывашка» (и опять в соавторстве с Джеффом Скоттом Сото). Зато имя барабанщика Гилбрука указано аж на 4 композициях! (В соавторстве с неким Пинто – кто это: автор слов или соавтор музыки – пока неясно).

И знаете – в четвёрку наиболее понравившихся вещей (HAIL THE SUNRISE; HURRICANE; FLY LIKE AN EAGLE; FREEDOM TO BE FREE) у меня вошли три авторства именно Гилбрука!

Если в целом, то альбом весьма хорош, моя оценка по 5-бальной шкале: композиция, мелодика – 4; аранжировка – 5; звучание – 5; вокал Берни – 5; остальные инструменты – клавиши, гитара, ритм-секция – всё на 5. А если конкретно по вещам:

SAVE ME TONIGHT (Rimmer/Soto) 3:30 – Кто тут что сочинил? Вероятней всего авторству Сото принадлежат вокальная партия и текст, а рифф под неё подобрал Риммер. И то, и другое весьма незамысловато – стандартный для хард-н-хеви боевик, но благодаря найденному звучанию – вполне в духе Хип.

SILVER SUNLIGHT (Box/Lanzon) 4:31 – Средне-темповая вполне симпатичная вещь с безукоризненной аранжировкой и как всегда шикарным соло Мика Бокса. Очень хороша также клавишная кода Лэнзона.

HAIL THE SUNRISE (Gilbrook/Pinto) 4:23 – Здесь, на мой взгляд, все компоненты и соотношения близки к «золотому сечению» и сама вещь идеальна для Хип.

AGE OF CHANGES (Box/Lanzon) 5:49 – Из разряда: старый конь борозды не испортит. Вернее, два коня-соавтора. Приятная во всех отношениях хИповская вещь: бальзам на душу истинного хипомана.

HURRICANE (Gilbrook/Pinto) 4:49 – Второй шедевр от Рассела Гилбрука. Супер-боевик в стиле хард-рок. Говорят, правда, что больше в стиле Deep Purple, но где та грань?

ONE NATION, ONE SUN (Box/Lanzon) 7:35 – Единственная баллада на альбоме, возможно, несколько монотонная (не столь яркая как Dream On или соцветие на Sonic Origami), но совершенно необходимая для альбома. И опять-таки замечательна кода – клавишные кружева Лэнзона…

GOLDEN LIGHT (Box/Lanzon) 5:08 – Начало второй виниловой стороны. Вступление – просто классика жанра, классика Хип. Как, впрочем, и вся вещь. Всё те же два «старых коня»…

YOU'LL NEVER BE ALONE (Gilbrook/Pinto) 7:57 – Наиболее экспериментальная вещь на альбоме. То бишь Гилбрук способен не только на боевики, но и на эксперименты. Очень разнообразная вещь, кардинально расширяющая альбомное пространство. Как результат, это уже нечто иное, чем выдержанные в одном – чисто хард-роковом ключе Into The Wild 2011 или Wake The Sleeper 2008. Chaos & Colour в этом плане получается гораздо более объёмным.

FLY LIKE AN EAGLE (Gilbrook/Pinto) 3:48 – Третий боевик от Рассела Гилбрука. И те же комплименты в его адрес.

FREEDOM TO BE FREE (Box/Lanzon) 8:11 – На мой взгляд, центральная композиция альбома. В которой есть всё, чего только душа может пожелать от Юрайя Хип (конечно, если душа адекватна в своих желаниях)).

CLOSER TO YOUR DREAMS (Lanzon) 3:37 – Закос Фила Лэнзона под Easy Livin’ – то, что и требовалось для завершения. Осталось только уточнить: завершения альбома? Или всей карьеры?

И здесь самое время обратиться к своей давней заметке от 20 марта 2021 года:

-2

СКВОЗЬ ЗЕРКАЛО И ЧТО ТАМ УВИДЕЛ ЮРА ХИП

…Для того чтобы хорошенько уяснить, что же такого сотворил Мик Бокс сотоварищи, чтобы увидеть это визуально во времени и пространстве, для начала нужно разделить результаты их творчества на две половины. Что, впрочем, совсем не сложно.

Водораздел проходит где? Правильно! Год 1980, Conquest, вот он – настоящий экватор! Альбом, стоящий полным особняком.

И только мы провели эту разделительную линию, как тут же получили удивительную зеркалку.

Итак, по одну сторону – три альбома с Джоном Лотоном на вокале: Fallen Angel (1978), Innocent Victim (1977), Firefly (1977). По другую – три альбома с Питом Голби: Abominog (1982), Head First (1983), Equator (1985).

Далее – два кризисных альбома с Веттоном, последние с Байроном: High and Mighty (1976) и Return to Fantasy (1975). Их зеркальные соответствия – Raging Silence (1989), Different World (1991) – Хип на распутье.

Конец акме-периода, последние альбомы с Гэри Тейном: Wonderworld (1974), Sweet Freedom (1973). Напротив них: начало нового акме-периода – Sea of Light (1995), Sonic Origami (1998) – после чего по здоровью уходит Ли Керслейк.

Ну и, наконец, «пятикнижие»: The Magician’s Birthday (1972), Demons and Wizards (1972), Look at Yourself (1971), Salisbury (1971), Very 'eavy… Very 'umble (1970).

А с другой стороны – Wake the Sleeper (2008), Into the Wild (2011), Outsider (2014), Living the Dream (2018). Не хватает ещё одного – пятого. При желании, конечно, можно его заменить двумя великолепными сольниками Фила Лэнзона… или посмертными альбомами Болдера, Керслейка и Хенсли… но, думаю, что выйдет ещё и новый Uriah Heep.

И вот он вышел – пазл сложился. Сравнивать его с творениями Хип в других временных эонах совершенно бессмысленно. Ну разве что можно отметить, что никто из нынешних участников не располагает мелодическим талантом Кена Хенсли. Однако в пост-Хиповскую эпоху им уже не располагал и сам Кен Хенсли, тогда как у оставшихся под брендом Хип после Sea of Light не было слабых альбомов (разве что Outsider проседает по сравнению с другими).

-3

Из открывшейся в зеркале картинки, делаем вывод о первопричине произошедшего.

У Бокса остался отпечаток, образ первого Дворца, в построении которого он принимал участие, но не первым сотрудником.

Да, так получилось, что он – основатель группы – был отодвинут на второй план. И это вполне естественно, поскольку в тот момент Кен Хенсли оказался в прямой подключке к Космосу, его просто распирало он идей – и как результат: Солсбери, Лук ат юселф, Демоны, ДР волшебника…

А потом всё постепенно стало сходить на нет. Что тоже вполне естественно, поскольку всё течёт, всё изменяется, и энергии не безграничны.

Однако именно неполная реализованность позволила Боксу сделать, то, что он сделал. Возродить Uriah Heep буквально из ничего и вновь поднять группу на творческие верха. Не в одиночку, конечно, а в прочном союзе с другими участниками.

А если учитывать, что Боксу – 75, а предшествующий диск вышел 5 лет назад, то вероятность того, что это последний их альбом, очень велика.

-4