В 1862-м году самарский второй гильдии купец Василий Иванович Плошкин приобрел у города 924 квадратных сажени выгонной земли на берегу Волги в районе нынешнего Вилоновского спуска для устройства поташного завода.
Через семь лет каким-то удивительным образом сумел самовольно прирезать к участку еще 1146 квадратных саженей и выстроил на нем мельницу. Хитрость удалась, но впрок, что называется, не пошла – коммерческие дела Плошкина в 1870-е пошатнулись, сам он в 1874-м году умер, а все имущество поступило в распоряжение конкурсного Управления по делам о несостоятельности.
Купивший в октябре 1875-го года у Управления мельницу Павел Михайлович Журавлев (отец А.П. Курлиной) вскорости был обвинен в незаконном захвате городской земли. Благодаря сохранности старых документов истина в итоге восторжествовала, но поскольку виновник махинации этот мир уже покинул – привлечь к ответу было некого
Сыновья Василия Плошкина Иван, Павел и Александр по указанной выше причине ряды купечества покинули и числились самарскими мещанами. Арендовали «каменные лавки» на Троицкой площади, продолжали семейное торговое дело.
В 1898-м- году купили у мещанина И.С. Оборина усадебное место на улице Предтеченской – с нынешним адресом Некрасовская 70-72 с одноэтажным каменным флигелем на 18 кв.саженей, деревянным на 15 кв.саженей, каменным складским помещением и деревянными надворными службами. «Приобретение» братьев Плошкиных было совместным, а в документах новой владелицей значилась 23-хлетняя дочь Ивана Васильевича Плошкина Евгения.
Оценочные описи по исчислению налога на недвижимость сообщают, что к 1902-му году на городской усадьбе самарской мещанки Евгении Ивановны Плошкиной был выстроен новый дом. Как было принято среди небогатых самарских купцов и зажиточных мещан, «полукаменный»
Вообще типичные для Самары двухэтажные дома с каменным первым и деревянным вторым этажами принято считать примером проникновения народного зодчества в городскую среду, где приемы и символика крестьянского строительства сочетаются с элементами «больших» архитектурных стилей. Добротный первый этаж с подвалом предназначался обычно для «делового использования» под склады, магазины, конторы и лавки, а так же жилье прислуги. А вот уютный камерный и нарядный второй служил, как правило, хозяйским жильем.
Композиция и декор дома Плошкиных так же традиционны. В центре протяженного фасада расположена широкая прямоугольная проездная арка, оформленная висячими лопатками с фигурным завершением и нишей с поребриком над клинчатой перемычкой, фланкируют фасад парадные входы, обрамленные плоскими пилястрами. Прямоугольные оконные проемы с клинчатыми перемычками оформлены изящными наличниками и чередующимися тонко прорисованными сандриками с треугольными бровками, разделяет этажи узкий карнизный пояс.
Фасад второго этажа обшит тесом, частые высокие оконные проемы оформлены наличниками с изящной накладной и сквозной пропильной резьбой. Выступающие прямые сандрики с треугольной бровкой декорированы «бахромой» резных подзоров, фриз оформлен накладными прямоугольными элементами. Карниз с большим выносом и тончайшей резьбы подзором поддерживают ажурные решетчатые кронштейны.
Строение было развито вглубь усадьбы и имело немалую площадь – 687,2 кв.м. Огромный метраж и наличие двух отдельных входов позволяют предположить, что часть особняка занимало семейство Плошкиных, часть сдавалась в аренду.
В истории города Евгения Ивановна Плошкина отметилась тем, что, арендуя у города каменную торговую лавку на Троицкой площади, не всегда своевременно вносила арендную плату. В 1909-м году попала (кстати, вместе с Н.А. Лебяжинской) в список злостных неплательщиков и обращалась к городским властям с просьбой не передавать дело в суд и предоставить рассрочку для погашения долга.
Семейной усадьбой владела до муниципализации всех строений в 1918-м году и передачи их в собственность города. Других сведений – ни о замужестве, ни о жизни после революции – не имеется.
Сейчас бывший дом Е.И. Плошкиной продолжает служить жильем. Несколько лет назад был включен в реестр ОКН, что вселяет надежду на проведение необходимого ему ремонта.
использованные в статье фото взяты из открытых источников в интернете