Честный разговор с хозяйкой цветочного салона в Омске. Сколько стоит начать свой бизнес, почему надо дружить с конкурентами, как подбирают сотрудников и куда девают нераспроданный товар — читайте в нашем интервью с Алиной 🌼
— Кем ты работала раньше?
— По образованию я графический дизайнер. Работала «на вольных хлебах», во фрилансе. Дела шли хорошо, клиентов было много. Могу сказать, что я состоялась в этой профессии.
— Почему же решила уйти в бизнес?
— Понимаю, что прозвучит наивно и банально, но для меня это не «бизнес», а воплощение мечты. Я много лет мечтала превратить цветы в дело своей жизни. Это целая философия — быть проводником счастливых и красивых моментов в жизни людей. Смотреть человеку в глаза, когда он выбирает букет. Создавать атмосферу праздника, эстетику радости и любви. И вот, в прошлом феврале я поняла, что готова, пора стартовать. Друзья и близкие поддержали, а мама вместе со мной прошла все этапы — она сейчас мой деловой партнёр и числится у нас в штате 🙂
— А какие были этапы? Сколько времени и денег ушло на запуск проекта?
— Пять месяцев и около 1 500 000 рублей. Начали подготовку в феврале, открылись в августе. Первым делом мы проанализировали потребности людей. Бизнес-плана как такового не было, мы просто оценивали спрос и прикидывали портрет «своего» клиента. Наняли компанию, которая определила целевую аудиторию, просчитала средний чек. Потом перешли к конкретике:
🌷 Зарегистрировали ИП (сейчас это очень быстро и просто)
🌷 Выбрали помещение, арендовали, провели в нём ремонт, обставили мебелью
🌷 Закупили холодильное оборудование и расходные материалы
🌷 Нашли подрядчика, которому отдали «под ключ» бухгалтерские вопросы
🌷 Подобрали сотрудников в штат
Что касается налогов, мы должны были платить 6%, но в регионе до 2024 года действует льготная программа по розничной торговле. Так что платим 1% со всего оборота.
— Сколько человек у тебя сейчас работает? Как ищете сотрудников, как определяете зарплату?
— Сейчас нас четверо — мы с мамой, SMM-специалист, человек на закупках, человек на доставке. Флориста ищем, но у нас специфические условия. Это очень маленький частный бизнес, камерная история. К человеку досконально присматриваешься, чтобы он вписался в команду — одних лишь профессиональных качеств недостаточно. Общительность, вежливость, ответственность — это всё по умолчанию, но ещё нужен интерес к делу, огонёк в глазах, творческий потенциал. Мы ещё на собеседовании видим, «наш» кандидат или нет. За пять месяцев работы была только одна ошибка — сотрудник, с которым пришлось расстаться именно из-за несовпадения жизненных установок.
«Зарплату определяем по среднегородской. Мониторим работные сайты, предложения конкурентов. Конечно, в элитных салонах и в киоске на остановке разный уровень зарплат, поэтому оценивали не «среднюю по больнице», а именно в своей нише»
— Окупаются ли вложения?
— Не было ни одного месяца, когда салон работал бы в минус. Конечно, в начале доход совсем скромный, шла работа по привлечению клиентов, рекламе. А уже к ноябрю-декабрю оказалось, что прибыль растёт, становится стабильной. Появляются постоянные клиенты, включается сарафанное радио — наш салон завоёвывает себе место под солнышком ☀️
— Чем вы отличаетесь от конкурентов?
— Во-первых, философией, концептом. Мы ориентируемся на людей, очень много вкладываем в сервис. Служба доставки работает 24/7, перед отправкой обязательно высылаем фото товара. Разработали систему лояльности, с каждой покупки копятся бонусы. Стараемся чаще дарить подарки, устраивать акции, не просто привлекать покупателей, а строить с ними долгосрочные отношения. Идея в том, что весь этот бизнес — про любовь и радость в первую очередь, а не про деньги.
Во-вторых, ассортиментом.
«У нас не только букеты и авторские композиции в корзинах. Есть ещё мягкие игрушки, уникальные открытки, свечи ручной работы. Свечи оказались очень популярной темой, даже думаю в перспективе развить это в отдельное направление. Заливаем свечи прямо в салоне, очень тщательно к выбору материалов подходим. Только сертифицированное, экологичное сырьё, деревянные фитили, никакого парафина»
В-третьих, эстетикой. Мы ориентированы не на масс-маркет. Наш покупатель — человек «насмотренный», с определённым уровнем вкуса. Далеко не каждый клиент, особенно случайный, совпадёт с нами по эстетическим запросам. И это нормально — я считаю, на рынке должно быть разнообразие, чтобы каждый мог найти себе нишу.
— А где и как заказываете цветы?
— Из российских поставщиков работаем только с Мордовией — у них закупаем кустовую пионовидную розу. В остальном поставки из-за рубежа: Кения, Эквадор, Коста-Рика, Израиль, Нидерланды. Заказываем через оптовиков в Новосибирске.
— Как определяете, сколько чего заказывать?
— Есть базовые позиции, которые всегда пользуются спросом и могут стать основой букета. Это как базовая вещь в гардеробе. Например, всегда нужны белые хризантемы, розы, особенно кустовые. Гипсофила — тоже любимый и ходовой товар, а ещё её можно превратить в сухоцвет, не дать пропасть 😉
Закупаемся раз в неделю, а заказываем заранее, конечно, где-то за полмесяца.
«Бывает, что пришла поставка, а мы ещё не распродали старый запас. Тогда делаем букеты со скидкой 15%, это наша постоянная акция. Жаль, но что-то приходится выбрасывать, бывает. Особенно часто это случается с розами — классическими, одноголовыми. Когда их остаётся несколько штук, никто, как правило, покупать уже не хочет»
— Что посоветуешь людям, которые тоже хотят открыть своё дело?
— Посоветую очень хорошо подумать — а надо ли оно вам? Знаю много примеров по знакомым, кто хочет уйти из найма, работать на себя. Но нужно понимать, что это будет совсем другая жизнь, потребуется трансформация личности. Готовьтесь: будет трудно.
«Под крылом работодателя, каким бы он ни был, вы не замечаете цену стабильности. Предприниматели тратят колоссальное количество сил и времени на бизнес. Нужны навыки координатора, менеджера, нужен опыт, здравый смысл, глубокое погружение в тему. Вот, я прыгнула с места в карьер, не имея понимания, как бизнес работает, — и просто тонула в разноплановых задачах, жила работой. И сейчас живу. Но я получаю огромный кайф от своего дела, это всё по любви»
Искренний совет — общайтесь с конкурентами, подружитесь с ними. Лучше это сделать ещё перед открытием бизнеса. Задавайте вопросы, интересуйтесь каждой мелочью. Это бесценная информация из первых рук. И люди отвечают, знаете, охотно отвечают — им приятно и лестно, что к ним обращаются за советом. Не знаю, как в других сферах, но вот в нашей нише нет волчьей конкуренции, как в голливудских фильмах, — все, наоборот, чувствуют себя единым «профсоюзом».
Если бы мне кто-то дал такой совет на старте, я бы выбрала совсем другое место для салона — с большей проходимостью. Сейчас у нас случайных посетителей бывает не больше двух десятков в день — это очень скромно. Думаем, что надо либо переезжать, либо открывать вторую точку, а эту оставить для онлайн-заказов.
___
Алина, спасибо за беседу и удачи вашему салону 🍀
Здорово, что в Омске много предприимчивых молодых людей — сразу вспомнилась история Дениса и его шиномонтажной мастерской.
Подписывайтесь на наш канал — и добро пожаловать в комментарии 😎