Найти тему

Рейсы первого класса на внутрисоюзных воздушных линиях СССР

В Х пятилетке Министерство гражданской авиации СССР запланировало открыть в 1978 году внутрисоюзные пассажирские рейсы с салонами первого класса на самолетах Ил-62 и Ту-154. Салоны первого класса оборудовались удобными, широкими креслами с увеличенным шагом. В пути в первом классе пассажирам предлагали улучшенное питание, спиртные напитки, газеты и журналы и сувениры.

Обслуживание рейсов с салонами первого класса на Ту-154 было поручено 235-му отдельному правительственному авиаотряду.

1 января 1978 года 235-й ОАО открыл три ежедневных рейса с салонами первого класса на самолетах ТУ-154Б: 1045/1046 Внуково – Сочи, 1213/1214 Внуково – Минеральные Воды и 1645/1645 Внуково – Симферополь.

Компоновка самолетов 235-го отряда, выполнявших рейсы эти рейсы была у самолетов Ту-154Б и Ту-154Б-1 – 12F112Y (часть самолетов 12F116Y): в первом салоне – 12 мест 1-го класса (3 ряда 2+2), отделенных перегородкой и 18 мест обычного туристского класса. Во втором салоне было 94 (часть самолетов 98) кресла туристского класса. У самолетов Ту-154Б-2 – 12F120Y.

Салон первого класса в самолете Ту-154Б Аэрофлота и бортпитание в нем. Авиареклама.
Салон первого класса в самолете Ту-154Б Аэрофлота и бортпитание в нем. Авиареклама.

Время вылета для рейсов 1045, 1213 и 1645 тоже подобрали самое удобное: между 8:00 и 10:00 утра из Внуково, и между 11:30 и 13:00 из оборотных аэропортов.

Информация о том, что 235-й отряд выполняет пассажирские рейсы, в те годы была секретной. В расписании графа, в которой указывалось, какое подразделение Аэрофлота выполняет данный рейс, была пустой, а стюардесса в салоне объявляла: «Рейс выполняет экипаж Аэрофлота» без указания авиапредприятия.

Расписание движения рейса с салоном 1-го класса. Обратите внимание  на отсутствие записи о предприятии, выполнявшем данный рейс. Из моей личной коллекции.
Расписание движения рейса с салоном 1-го класса. Обратите внимание на отсутствие записи о предприятии, выполнявшем данный рейс. Из моей личной коллекции.

Во второй половине восьмидесятых годов, по моим наблюдениям, чаще всего на пассажирские рейсы первого класса ставили следующие Ту-154Б-2: СССР-85435, -85482, -85567, -85578.

Ту-154Б-2 235-го ОАО СССР-85482  рейса 1213 в аэропорту Минеральные Воды. 15 сентября 1987 года. Фото мое.
Ту-154Б-2 235-го ОАО СССР-85482 рейса 1213 в аэропорту Минеральные Воды. 15 сентября 1987 года. Фото мое.

Кроме рейсов на курорты Юга СССР, самолет с салоном первого класса планировалось поставить на рейс №25/26 Москва (Домодедово) — Хабаровск. Его было поручено выполнять Домодедовскому производственному объединению гражданской авиации. Для этой цели выделили три самолета Ил-62: СССР-86453, СССР-86459 и СССР-86649, дооборудовали их салонами первого класса, а для того, чтобы эти самолеты внешне отличались от всех остальных, на фюзеляж нанесли несколько надписей: «Дальневосточный» красного цвета по верху фюзеляжа с двух его сторон, а по низу фюзеляжа ближе к первой пассажирской двери также с двух сторон — логотип XXII летних олимпийских игр, красного цвета, вписанный в белый круг и надпись «Рейс 1-го класса» синего цвета.

Время рейсу 25 тоже подбирали из наиболее удобных для пассажиров диапазонов. Вылет из Домодедово в 20:00 – 21:00, прилет в Хабаровск в 8:00 – 9:00 местного времени, вылет обратно в 12:00, прилет в Домодедово в 15:30.

Ил-62 с салоном первого класса СССР-86459.
Ил-62 с салоном первого класса СССР-86459.
Ил-62 с салоном первого класса СССР-86649 в аэропорту Хабаровск.
Ил-62 с салоном первого класса СССР-86649 в аэропорту Хабаровск.
Ил-62 с салоном первого класса СССР-86453. Скриншот из документального фильма.
Ил-62 с салоном первого класса СССР-86453. Скриншот из документального фильма.

1 августа 1978 года на машине СССР-86459 экипажем в составе: командир корабля И. Петров, второй пилот В. Шепеленко, штурман И. Ефремов, бортинженер И. Добычин, бортрадист И. Антоненко выполнили первый рейс 25/26 с салоном 1-го класса.

Салон первого класса в самолете Ил-62 Аэрофлота и бортпитание в нем. Авиареклама.
Салон первого класса в самолете Ил-62 Аэрофлота и бортпитание в нем. Авиареклама.

Билет в салон первого класса стоил ровно на 20 процентов дороже, чем обычный. Например, если в Минеральные Воды обычный билет стоил 30 рублей, то билет первого класса – 36 рублей. В Симферополь, соответственно, 28 рублей, по первому классу 33 рубля 60 копеек. В Сочи 31 рубль, по первому классу 37 рублей 20 копеек. В Хабаровск 122 рубля, по первому классу 146 рублей 40 копеек.

В 1982 году домодедовские Ил-62 переделали в обычные самолеты с креслами туристского класса, а рейсы в Хабаровск с салоном первого класса передали ЦУМВС. К этому времени на линии Москва – Хабаровск было уже два рейса с обслуживанием по первому классу: ежедневный рейс №25/26 и рейс №39/40 один раз в неделю, туда по средам, обратно по пятницам. Экипаж и самолет рейса 39 далее выполнял рейс SU695/696 Хабаровск – Ниигата. В 1983-1986 гг. вместо рейса 39/40 ввели рейс 33/34.

Рейсы с салонами первого класса в Хабаровск отменили с 1 января 1988 года, переведя рейсы 25/26 и 33/34 на обычное обслуживание Домодедовским ПО. Рейсы с салонами первого класса на Ту-154 в Минеральные Воды и Симферополь отменили с 1 января 1989 года, а рейс в Сочи – с 1 января 1990 года. Эти рейсы – 1045/1046, 1213/1214 и 1645/1646 отдали Внуковскому ПО и поставили на них Ил-86.

При этом, вероятно, салоны первого класса планировалось вернуть. Во всяком случае, в справочной системы «Сирена-2» рейсы 1045, 1213 и 1645 числились как «первоклассные» вплоть до весны 1990 года.

Возвращение салонов первого класса на рейсах внутри страны произошло уже после распада СССР.

Спасибо за внимание.

СССР
2461 интересуется