История русской эмиграции в Тунис началась зимой 1920-1921 гг, когда 33 корабля Российской императорской эскадры с 6000 беженцев пришвартовались в городе Бизерта после поражения Белой армии в Гражданской войне и эвакуации из Крыма.
10 ноября 1920 г. незадолго до вступления в Севастополь частей Красной Армии началась эвакуация войск Петра Врангеля и беженцев из Крыма в Константинополь. На 126 судах в Чёрное море вышли около 145 000 человек, искавших спасения за рубежом. Командующим эскадры был назначен контр-адмирал М.А. Кедров. Преодолев семибальный шторм, все корабли, за исключением миноносца "Живой", погибшего с экипажем и пассажирами (всего 257 человек), достигли Турции.
1 декабря 1920 г. Совет министров Франции согласился принять Русскую эскадру в порту Бизерта в Тунисе, североафриканской колонии Франции. Все добравшиеся до Константинополя корабли отошли Франции в качестве компенсации вложенных в развитие белогвардейского движения России средств. «Русская эскадра» была выведена французами на свою удалённую военно-морскую базу в Тунисе в качестве средства погашения долга.
Таким образом корабли Российского императорского флота отправились под конвоем французских кораблей к месту своей последней стоянки.
Из Константинополя в Бизерту прибыли более 6000 беженцев, "из которых — 1000 офицеров и кадетов, 4000 матросов, 13 священников, 90 докторов и фельдшеров и 1000 женщин и детей".
С января 1921 г. по 29 октября 1924 г. Русской эскадрой руководил контр-адмирал М.А. Беренс. На кораблях Русской эскадры продолжалось несение боевой службы и даже были организованы школы для детей, которые вместе с родителями жили там же. В пригороде Бизерты, в бывших французских казармах разместился Морской кадетский корпус. Учебное заведение осуществило пять выпусков офицеров, которые впоследствии служили во Франции и Австралии.
30 октября 1924 г. после официального признания Францией Советской Республики Русская эскадра была официально расформирована. По распоряжению французских властей 24 октября на кораблях были спущены Андреевские флаги, и наши соотечественники покинули свои «пристанища», официально перейдя на положение беженцев. Дальнейшая судьба последних императорских кораблей была печальной - часть была направлена на слом, часть передана иностранным судовладельцам.
Анастасия Манштейн-Ширинская, дочь командира миноносца "Жаркий" писала в своей книге "Бизерта. Последняя стоянка":
"Надо было покидать корабли, которые представляли для нас последнюю частицу родной земли; на них мы были ещё в России. Но России больше не существовало! Даже её имя исчезло с мировой карты".
Вот так в Тунисе появилась русская диаспора. Офицеры и матросы, врачи, учителя, инженеры, священнослужители, музыканты – в Бизерте оказались представители самых разных сословий, религий, профессий. Беженцам пришлось смириться с тем, что в Россию они не вернутся, оставались лишь память и хранений традиций.
Центром, вокруг которого формировалась русская община, было православие. Православные священники проводили службы на палубе броненосца «Георгий Победоносец», а после 1924 года алтарь был перенесен с корабля в частную квартиру в Бизерте.
Только в 1937 году французские власти дали разрешение на создание Ассоциации Православных Бизерты и строительство церкви. Храм был построен на средства русских эмигрантов и был назван в честь покровителя российского воинства Александра Невского. В середине 1938 года в нем начали проводить церковные службы. Был организован хор из кадет, гардемарин, дам, офицеров и служащих. Существовал также духовой оркестр.
Судьбы русских бизертцев складывались по-разному. Устроиться на работу во французский флот русские офицеры не могли - беженец не имел права командовать даже каботажным судном. Офицер Почётного легиона, капитан 1 ранга Владимир Григорков, служивший прежде на военных французских кораблях, не сумел получить место на буксире или драге, равно как и капитан 2 ранга гидрограф Иван Рыков - их отправили "в поле", работать землемерами на юг Туниса.
Генерал Завалишин искал место сторожа или садовника, юрист Алмазов, некогда писавший докторскую работу по международному праву в Париже, претендовал на должность писаря. Мать Анастасии Ширинской добывала деньги, выполняя чёрную работу в богатых тунисских домах.
С каждым годом на русской части христианского кладбища в Бизерте появлялось всё больше могил.
Из воспоминаний Анастасиии Манштейн-Ширинской "На эскадре в 1921 году находилось 1400 человек. Их численность уменьшалась из года в год. Когда Русский флот и Морской корпус закончили своё существование в 1924–1925 годах, только 700 русских людей находилось в Тунисе, из которых 149 - в Бизерте. В 1992 году из них осталась я одна".
Анастасия Ширинская прожила 97 лет. Она собирала документы, была старостой христианской общины и заботилась о православных храмах в Тунисе, присматривала за могилами на кладбище у площади Ролан-Гаррос. Её "русский дом" в Бизерте был особенным - в нём чувствовались традиции русского дворянства. Память тех лет хранит и сегодня музей российской морской эскадры в городе Бизерта.
Исходу русской эскадры посвящена книга Анастасии Ширинской "Бизерта. Последняя стоянка":
Последнее интервью с Анастасией Александровной осталось в истории благодаря режиссёру Виктору Лисаковичу, автору документального фильма "Анастасия. Ангел русской эскадры"
В ПАМЯТЬ О МОРЯКАХ РУССКОЙ ЭСКАДРЫ И ВСЕХ РОССИЙСКИХ ЛЮДЯХ, ПОКОЯЩИХСЯ В ТУНИССКОЙ ЗЕМЛЕ
Список кораблей Русского Императорского флота, пришедших в Бизерту (по данным французского адмирала Лепотье, из книги А.А. Ширинской)
Линейные корабли : «Генерал Алексеев», «Георгий Победоносец», «Генерал Корнилов», «Алмаз»
Эскадренные миноносцы : «Капитан Сакен», «Беспокойный», «Дерзкий», «Гневный», «Поспешный», «Пылкий», «Цериго», «Жаркий», «Звонкий», «Зоркий»
Посыльное судно : «Якут»
Канонерские лодки : «Грозный», «Страж»
Учебное судно : «Свобода» («Моряк»)
База подводных лодок (транспорт) : «Добыча»
Подводные лодки : «Тюлень», «Утка»
Тральщик : «Китобой»
Плавучая мастерская : «Кронштадт»
Транспорт : «Баку»
Ледоколы : «Всадник», «Гайдамак»
Буксиры : «Черномор»
Пароход : «Великий князь Константин»
----
Использованы материалы Русского Географического Общества, автор Ольга Ладыгина; Сообщества путешественников "Турбина", автор Дима DK1974