Найти тему

О Ливонской войне и касимовских татарах

В 1558 году началась Ливонская война. Ливонский орден и его квазигосударство занимали территорию современных Латвии и Эстонии.

Иван Грозный начал свою спецоперацию, когда ливонцы отказались выплатить долг по т. н. «юрьевской дани», который составлял на момент начала боевых действий 45 тысяч талеров, или 18 тысяч рублей. Это повод.

Причины. Проецирование врагами силы на наши земли, а именно грабёж и давление. Например, притеснение ливонцами православных храмов и разбой на Псковщине. Если говорить про торговлю, то Ливонский орден изолировал Русское царство от моря, мешая обмену.

Небольшое «лирическое» отступление. За 10 лет до начала Ливонской войны саксонский купец Ганс Шлитте, ранее посещавший Россию и нанятый Грозным в качестве рекрутёра целой армии ремесленников, попробовал исполнить договор. Им были наняты две-три сотни мастеров и докторов, которые поехали в Русское царство двумя группами. Первую перехватили ливонцы и протомили в тюрьме 5 лет. Вторую группу тоже перехватили, самого купца Шлитте судили под надуманным предлогом (за долг, который не был просрочен). Он сбежал и до самой своей кончины ходил под судом. Есть версия, что Шлитте даже казнили. Но это, скорей, гипербола.

Нам в истории мастера Шлитте важно другое: Иван Грозный попытался создать «немецкую слободу» из 300 иноземных спецов и дать толчок развитию нашей промышленности задолго до Петра I, но не срослось, потому что ливонцам, да и Европе в целом сильная Россия не нужна была ни тогда, ни сейчас.

Итак, в 1558 году война началась, причём весьма успешно. Русские войска (а в их составе были и касимовские татары с ханом Шах-Али во главе всего войска, плюс полком правой руки командовал Кайбулла) одержали серию побед к неприятному изумлению ливонцев и к радости остальной Европы, которая не любила Ливонский орден. Однако и России она была не рада.

Войска Грозного взяли Дерпт, Нарву и были близки к взятию Риги и Ревеля. Татарская конница изматывала рыцарей, врывалась в города, наводила ужас на аборигенов. А русская артиллерия сеяла смерть и смятение во вражеских порядках. Ливонский Орден оказался на краю гибели и попросил перемирия. Иван Грозный согласился остановить войну на полгода, и это было ошибкой. За это время орден перешел под протекторат Литвы и Польши, в результате чего Россия вместо слабого получила сильного объединённого противника.

Тогда же мы сталкиваемся с пропагандистским навалом, состоящим из лжи и передёргиваний.

Помимо европейских типографий, работавших над созданием образа врага, польский король Стефан Баторий, воевавший против русских, возил с собой походную типографию. Она регулярно печатала т. н. летучие листки, повествующие о зверствах дикарствующих московитов. Эта горячая пресса огромными тиражами распространялась по всей Европе.

Лютовали ли «московиты» в Ливонской войне? Кое-что нам предъявить можно, ведь это была война. Союзные татары использовали тактику хашара при взятии крепостей. Хашар — это когда с округи собирают местных пленных и гонят их, например, разбирать стены замка. А защитникам остаётся либо убивать своих соседей и даже родных, либо сдаваться на милость победителя. Хашар был внедрён в военный обиход ещё монголо-татарами, так что ж не воспользоваться. Однако и в те времена наш человек отличался от прочих милосердием и обычно палку не перегибал.

Времена были крутые, и европейцы лютовали, что твои дикари. Упомянутый Стефан Баторий в 1580 году взял Великие Луки, и его наёмники (наёмнички-то со всей Европы, вот верность традициям!) устроили в городе адскую резню, истребив более семи тысяч мирных русских. По свидетельствам, на мостовых крови было столько, что в ней тонули копыта польской кавалерии.

Нам почему-то не попадался соответствующий правдивый летучий листок. Зато выдуманные зверства московитов были представлены богато. Вот и самое известное:

Подпись гласила: «Весьма мерзкие, ужасные, доселе неслыханные, истинные новые известия, какие зверства совершают московиты с пленными христианами из Лифляндии, мужчинами и женщинами, девственницами и детьми, и какой вред ежедневно причиняют им в их стране. Попутно показано, в чем заключается большая опасность и нужда лифляндцев. Всем христианам в предостережение и улучшение их греховной жизни писано из Лифляндии и напечатано». Георг Бреслейн, Нюрнберг, "Летучий листок", 1561 год
Подпись гласила: «Весьма мерзкие, ужасные, доселе неслыханные, истинные новые известия, какие зверства совершают московиты с пленными христианами из Лифляндии, мужчинами и женщинами, девственницами и детьми, и какой вред ежедневно причиняют им в их стране. Попутно показано, в чем заключается большая опасность и нужда лифляндцев. Всем христианам в предостережение и улучшение их греховной жизни писано из Лифляндии и напечатано». Георг Бреслейн, Нюрнберг, "Летучий листок", 1561 год

Ловки были пиарщики в шестнадцатом веке! Тут и голые женщины, и распотрошённые дети, и даже вооружённое насилие.

Но вернёмся к хронологии.

Период с 1558 по 1561 год можно считать первым этапом Ливонской войны, а второй (1562-1570) начался с предложения европейцев Грозному ретироваться с территории ордена, на том и помириться. То есть, фактически забыть два года войны, откатиться к прежнему состоянию. Иван IV не согласился и бои продолжились, но уже не к нашему успеху.

Тогда же Польша и Литва стали Речью Посполитой.

Третий период (1570-1577), в основном, распадается на локальные бои со Швецией за территории, относящиеся к современной Эстонии. Каждая из сторон осталась в целом при своём.

Во время третьего этапа и далее в четвёртом экономика России испытывала серьёзный упадок, что сказывалось и на военных результатах. Неблагополучие дома, а также необходимость вести войну ещё и с Крымским ханством предопределили неуспех Ливонской войны.

Четвёртый этап (1577-1583) начался неплохо: Иван IV вновь занимает всю Прибалтику, но вскоре русские войска были разгромлены. Король Речи Посполитой Стефан Баторий вытеснил русские войска из прибалтийского региона, и даже захватил ряд городов на территории Русского царства (Полоцк, Великие Луки и пр.). Речи Посполитой с 1579 года помогала Швеция, которая захватила Ивангород, Ям, Копорье.

Пятимесячная оборона Пскова (с августа 1581 г.) ослабила армию Батория, и стороны были готовы заключить мир.

Договоры с Речью Посполитой и Швецией зафиксировали поражение Русского царства. Полякам уступили Ливонию и Полоцк. Шведам достались Ям, Ивангород, Копорье и Нарва.

Однако цель российского государства на западном направлении была поставлена: нам был нужен выход в Балтику. Россия добилась своего, но существенно позже царствования Ивана Васильевича.

Действия Ивана Грозного, начавшего, четверть века провоевавшего и в итоге проигравшего в Ливонской войне, часто называют авантюрными. Такая оценка представляется несправедливой: крупные затяжные войны случаются не по блажи одного монарха, а по более серьёзным и глубинным причинам.

А более подробно об участии касимовских татар в Ливонской войне вы можете прочитать в книге «Ханкерман. История татарского царства».