Найти тему
Читательский дневник

Разбираюсь со вторым эпиграфом к роману "Бесы"

Тут на горе паслось большое стадо свиней, и они просили Его, чтобы позволил им войти в них. Он позволил им. Бесы, вышедши из человека, вошли в свиней; и бросилось стадо с крутизны в озеро и потонуло. Пастухи, увидя случившееся, побежали и рассказали в городе и по деревням. И вышли жители смотреть случившееся и, пришедши к Иисусу, нашли человека, из которого вышли бесы, сидящего у ног Иисусовых, одетого и в здравом уме, и ужаснулись. Видевшие же рассказали им, как исцелился бесновавшийся.
Евангелие от Луки. Глава VIII, 32—36.

Это второй эпиграф к роману Ф. М. Достоевского "Бесы".

А ниже представляю вам полную версию отрывка о бесах, юродивом и свиньях. Я скопировала только часть касающуюся изгнания бесов, а не всю главу, кому интересно могут найти и прочитать сами.

26 И приплыли в страну Гадаринскую, лежащую против Галилеи.
27 Когда же вышел Он на берег, встретил Его один человек из города, одержимый бесами с давнего времени, и в одежду не одевавшийся, и живший не в доме, а в гробах.
28 Он, увидев Иисуса, вскричал, пал пред Ним и громким голосом сказал: что Тебе до меня, Иисус, Сын Бога Всевышнего? умоляю Тебя, не мучь меня.
29 Ибо Иисус повелел нечистому духу выйти из сего человека, потому что он долгое время мучил его, так что его связывали цепями и узами, сберегая его; но он разрывал узы и был гоним бесом в пустыни.
30 Иисус спросил его: как тебе имя? Он сказал: «легион», — потому что много бесов вошло в него.
31 И они просили Иисуса, чтобы не повелел им идти в бездну.
32 Тут же на горе паслось большое стадо свиней; и бесы просили Его, чтобы позволил им войти в них. Он позволил им.
33 Бесы, выйдя из человека, вошли в свиней, и бросилось стадо с крутизны в озеро и потонуло.
34 Пастухи, видя происшедшее, побежали и рассказали в городе и в селениях.
35 И вышли видеть происшедшее; и, придя к Иисусу, нашли человека, из которого вышли бесы, сидящего у ног Иисуса, одетого и в здравом уме; и ужаснулись.
36 Видевшие же рассказали им, как исцелился бесновавшийся.
37 И просил Его весь народ Гадаринской окрестности удалиться от них, потому что они объяты были великим страхом. Он вошёл в лодку и возвратился.
38 Человек же, из которого вышли бесы, просил Его, чтобы быть с Ним. Но Иисус отпустил его, сказав:
39 возвратись в дом твой и расскажи, что сотворил тебе Бог. Он пошёл и проповедовал по всему городу, что сотворил ему Иисус.
Евангелие от Луки 8 глава — Библия: https://bible.by/syn/42/8/

Не буду утомлять вас попытками изображений из себя человека трактующего Библию, так как не читала ее, как и остальные процентов 95 населения земного шара (хотя в планах имеется). Просто почитала трактовки других умных людей и остановилась на моментах, которые хочу понять, тем более, что данная глава довольно часто будет присутствовать на страницах читаемого мной по второму кругу романа Достоевского "Бесы".

26. И приплыли в страну Гадаринскую, лежащую против Галилеи.

Страной Гадаринской в Израиле называли окрестности Гадары — города, расположенного на противоположном от Галилеи берегу Генисаретского озера. Это был город, основанный не местными жителями, а подданными знаменитого царя-завоевателя Александра Македонского. Здесь жило много греков, и построена Гадара была тоже по образцу древнегреческих городов. Впоследствии, Гадара стала одним из культурных центров Римской империи на захваченных римлянами местных землях. Сейчас на ее месте находится поселение под названием Умм-Кайс. Остатки городских ворот, колоннады театров до сих пор наглядно говорят о богатстве и величии прежней Гадары.
Журнал Фома

На самом деле исцеление произошло в г. Гергеса, что расположен прямо на берегу озера, а г. Гадара, это своего рода центр административного округа Перии (как к примеру Нижний Новгород центр Нижегородской области), отсюда и страна Гадаринская.

Изображение взято из сети интернет.
Изображение взято из сети интернет.

27 Когда же вышел Он на берег, встретил Его один человек из города, одержимый бесами с давнего времени, и в одежду не одевавшийся, и живший не в доме, а в гробах.

В Евангелии от Матфея говорится о двух бесноватых, но по умолчанию в дальнейшем речь идет только об одном, "который был лютейшим из них". Слова "один человек из города" дают основание полагать, что одержимый был местным жителем. Что значит "одержимый"? То есть находящийся во власти чего-либо или кого-либо. В данном случае, подразумевается, что во власти "нечистой силы". Если с "одежду не одевавший" все более или менее понятно, то с "живший не в доме, а в гробах" все не совсем так как мы можем себе представлять. Помните как был похоронен Иисус Христос? Его похоронили в пещере, которая была закрыта камнем. Так вот, именно такие пещеры и назывались гробами. И так хоронили всех, независимо от наличия богатств и социального положения. И одержимый бесами человек жил в этих гробах, то есть в пещерах, в которых лежали мертвые тела.

28 Он, увидев Иисуса, вскричал, пал пред Ним и громким голосом сказал: что Тебе до меня, Иисус, Сын Бога Всевышнего? умоляю Тебя, не мучь меня.

Здесь подразумевается, что не человек, просит не мучать его, а бес.

Иллюстрация взята из сети интернет
Иллюстрация взята из сети интернет

29 Ибо Иисус повелел нечистому духу выйти из сего человека, потому что он долгое время мучил его, так что его связывали цепями и узами, сберегая его; но он разрывал узы и был гоним бесом в пустыни.

На что Иисус предлагает бесу покинуть тело человека, избранное им своим жилищем и мучимое, так, что его были вынуждены связывать цепями, для того, что бы человек не причинял себе увечий. Но бесы, придавая одержимому нечеловеческие силы рвал эти цепи, после чего заставлял человека бежать в пустыню. Кстати, а как он его изгоняет? "Повелел". То есть сказал нечто такое, что нельзя не исполнить.

30 Иисус спросил его: как тебе имя? Он сказал: «легион», — потому что много бесов вошло в него.

Иисус спрашивает имя беса, и оказывается, что он не один, что бесов в нем много. Легион, как нам гласит Википедия, это цифра от 2000 до 10000 человек. В более поздние времена появилась конкретная цифра составляющая численность легиона в 4420 человек. Таким образом, предполагается, что в бесноватом находилось как минимум 2000 бесов. Либо, если воспринимать данную фразу иносказательно, то под словом "легион" можно предположить, что имелось ввиду "очень много". Но это мое предположение. Еще одна интересная версия-легион, это римские войска. Войска завоевателей. Завоевателей нигде не любят. Но подробнее ниже.

31 И они просили Иисуса, чтобы не повелел им идти в бездну.

Бесы просят Иисуса не отправлять их в "геенну огненную", то есть туда откуда они пришли. Почему? Казалось бы...

Иллюстрация взята из сети интернет
Иллюстрация взята из сети интернет

32 Тут же на горе паслось большое стадо свиней; и бесы просили Его, чтобы позволил им войти в них. Он позволил им.

Со свиньями все интересно. Сами иудеи свинину не едят. Свинина считается нечистым мясом. Но, повторюсь, Иудея в первом веке была оккупирована римлянами, которые свинину использовали как в качестве жертвенного мяса, так и просто в пищу. Таким образом стада свиней пасущихся у озера предназначались скорее всего римлянам. И вот легион римлян бесов переселяется в свиней, освобождая мятущуюся душу от боли, страха, рабства.

33 Бесы, выйдя из человека, вошли в свиней, и бросилось стадо с крутизны в озеро и потонуло.

А так как свиньи животные нечистые, то их, собственно говоря, не сильно то и жаль в плане, как живых существ, поэтому они и тонут. Здесь, на мой взгляд, присутствует этакое затаенное желание об избавлении от римлян.

34 Пастухи, видя происшедшее, побежали и рассказали в городе и в селениях.

Это само собой.

35 И вышли видеть происшедшее; и, придя к Иисусу, нашли человека, из которого вышли бесы, сидящего у ног Иисуса, одетого и в здравом уме; и ужаснулись.

Люди пришли посмотреть. Интересно же. Был свой местный одержимый, не такой, как они, буйствовал, покоя не находил, а сейчас им рассказали, что он здоров. Пошли и увидели. А чему ужаснулись?

36 Видевшие же рассказали им, как исцелился бесновавшийся.

Им рассказали, как именно происходило изгнание бесов.

37 И просил Его весь народ Гадаринской окрестности удалиться от них, потому что они объяты были великим страхом. Он вошёл в лодку и возвратился.

Народ не испытал восторга от того что бесноватый был спасен. Почему? Версия первая: корысть. Свинки-то денег стоят, а тут свинок нет, легионеров кормить надо, объяснять им, что мол на ваших свинках бесы уплыли, так себе вариант. Лучше иди мил человек куда подальше. Версия вторая: бесчеловечность. Выбирая между стадом свиней и живым человеком, выбор очевиден. Стадо свиней дороже. А человек? Одним больше, одним меньше... Да-да, не нужно хвататься за сердце, эта тактика поведения и сейчас никуда не делась (она безусловно не правильная). Так что иди мил человек, пока тебе не возжелалось еще кого спасать, причиняя нам излишний ущерб. Версия третья: страх. Если предположить, что вся эта притча все же завуалированное послание иудеям сбросить с себя римское иго захватчиков, то страшно, ой как страшно... Так что иди, мил человек, не смущай души. Но, вероятно, есть и более обоснованные с научной и исторической точки зрения версии.

38 Человек же, из которого вышли бесы, просил Его, чтобы быть с Ним. Но Иисус отпустил его, сказав:

39 возвратись в дом твой и расскажи, что сотворил тебе Бог. Он пошёл и проповедовал по всему городу, что сотворил ему Иисус.

С последними строками все просто, исцеленный просит забрать его с собой, ибо освободив душу и тело от бесов невозможно оставаться здесь одному. Таким как все уже не стать-не примут, но и не жить же в "гробах" среди полу разлагающихся трупов до конца дней своих. Но Иисус не берет его с собой, а отправляет проповедовать о произошедшем в родной город. Тяжело? Да. Страшно, что не поймут, не поверят? Да. Но путь указан.

Ох, сами видите, чем дальше, тем больше "почему?" И они еще остались. Поэтому остановлюсь.

Но, так как этот отрывок все же рассматривается как эпиграф, то нужно понять, почему же Достоевский использовал именно его. Пожалуй лучше всего на данный вопрос ответит сам Федор Михайлович:

«Точь-в-точь случилось так и у нас. Бесы вышли из русского человека и вошли в стадо свиней, то есть в Нечаевых, в Сер-но-Соловьевичей и проч. Те потонули или потонут наверно, а исцелившийся человек, из которого вышли бесы, сидит у ног Иисусовых. Так и должно было быть. Россия выблевала вон эту пакость, которою ее окормили, и, уж конечно, в этих выблеванных мерзавцах не осталось ничего русского. И заметьте себе, дорогой друг: кто теряет свой народ и народность, тот теряет и веру отеческую и Бога. Ну, если хотите знать, — вот эта-то и есть тема моего романа. Он называется «Бесы», и это описание того, как эти бесы вошли в стадо свиней...»
из письма к А.Н. Майкову 1870 г.

#достоевский#читаемвместе"романбесы#совместнынчтения#люблючитать#хочуразобраться#хочупонять#