Найти в Дзене
Art&Culture

Татьяна Сальникова: «Пока я рисую картину, она для меня живая»

Утром в садик. Карандаш. Татьяна Сальникова. Фото: личный архив художника.
Утром в садик. Карандаш. Татьяна Сальникова. Фото: личный архив художника.

Серию интервью с российскими художниками, финалистами и полуфиналистами всероссийского Фестиваля «Время, вперёд, чьи работы были представлены в рамках масштабной групповой выставки «Искусство труда» в Западном крыле Новой Третьяковки в январе 2023 года, продолжаем с Татьяной Сальниковой, полуфиналистом 4 сезона.

Татьяна, с чего начался ваш творческий путь? Как вы стали художником?

Я родилась в городе заводов и тяжелой промышленности - Нижнем Тагиле. Художников в династии нет, однако, все в роду были очень умелые, вышивали, вязали, чертили прекрасно. Рисовала я с детства, но окончила музыкальную школу вместо художественной. Потом занималась на курсах, чтобы поступить в художественный вуз.

Окончила очень известный в Тагиле в 1970-х – 2000-х годах Худграф. После окончания института переехали в Екатеринбург, где сегодня живу и работаю.

Художник Т. Сальникова. Фото: личный архив Татьяны.
Художник Т. Сальникова. Фото: личный архив Татьяны.

Были ли у вас персональные или групповые выставки? Где и когда?

Так как с института плотно занималась печатной графикой, являюсь участником многих зарубежных и российских выставок мини-принта и экслибриса. Мои работы находятся в коллекциях Ирбитского музея графики, частных коллекциях Германии, США, Польши, Франции, России и др. Я также являюсь участником многочисленных групповых  и персональных выставок в России. С 2000 по 2010 годы создала с единомышленниками свое творческое объединение, мы работали на разных площадках современного искусства, сотрудничали с ГЦСИ в Москве и Екатеринбурге и вели много сольных проектов.

С 2005 года я член Союза художников России, секции Графика.

Какие работы вы представляли на выставке «Искусство труда»?

На выставке я представляла работу «Лето на Верх-Исетском заводе». У этого завода многовековая история. Он основан в 1726 году по инициативе сподвижника Петра I и опытного специалиста горнозаводского дела Вильгельма де Геннина. На самом деле я писала триптих, но к участию решила подготовить только одну работу из серии.

Солнечный день на старом заводе. Татьяна Сальникова. Фото: личный архив художника.
Солнечный день на старом заводе. Татьяна Сальникова. Фото: личный архив художника.

Как вы узнали о Фестивале «Время, вперёд!»? Чем вас привлекает тема труда?

О Фестивале узнала по рекомендации друзей, которые участвовали в 3 сезоне. Организаторы поднимают важную тему простого человеческого труда, мне она кажется неисчерпаемой и для художника весьма многозадачной.

Если бы у вас был один свободный день, который можно было бы провести в культурной институции, куда бы вы пошли? Третьяковка, Центр современного искусства Винзавод, Эрмитаж, Гараж, Пушкинский, другой вариант? Почему?

Живу не в Москве. Когда приезжаю в столицу, стараюсь посетить хотя бы два музея, в которых давно или совсем не была. Очень люблю Третьяковку. Пошла бы на Винзавод, потому что там не была ни разу.

Расскажите о своей любимой работе из вашего личного портфолио.

У меня много любимых работ, сложно выбрать. Люблю почти каждую: пока ее рисую — она для меня живая. Потом работа становится отдельной от меня единицей и больше такой сильной связи я с ней не чувствую. И пишутся они по разному – иногда это длинная работа с эскизами, поиском, порой долгим. Иногда – на одном дыхании, как будто кто-то вдохновляет и направляет в нужное русло и этим помогает.

Развалюшка, Б, пастель. Татьяна Сальникова. Фото: личный архив художника.
Развалюшка, Б, пастель. Татьяна Сальникова. Фото: личный архив художника.
Дорога через лес. Смешан. техника, гуашь, цв. карандаш. Татьяна Сальникова. Фото: личный архив художника.
Дорога через лес. Смешан. техника, гуашь, цв. карандаш. Татьяна Сальникова. Фото: личный архив художника.
Фестиваль «Время, вперёд!» начал свою работу в 2018 году. Его идеологом стал промышленник, общественный деятель, совладелец завода Ростсельмаш Константин Бабкин. Главная цель проекта - расширить представление аудитории о том, что такое труд, обратить внимание зрителя на жизнь, быт и окружение простого рабочего человека. В конце каждого сезона организаторы Фестиваля проводят выставку «Искусство труда», куда входят работы финалистов и полуфиналистов конкурса среди художников, профессионалов и любителей, со всей страны.