О происхождении Руси существует очень много версий, как логически завершенных, так и доходящие до такого абсурда, что услышав их в первый раз, сложно поверить в актуальность таких теорий.
На мой скромный взгляд, есть три самые популярные гипотезы, о том как появилась Русь и на них я предлагаю остановится по подробнее.
Первая гипотеза. Призвание Рюрика на княжение новгородцами.
Как повествуется в Повести временных лет, славяне уставшие от междоусобиц и внутренней борьбы за некие формы власти, решили найти себе того, кто будет ими руководить и прекратит сброд и шатания. К слову, только эту версию преподают в школах и считают её официально признанной, не давая детям самим поразмышлять над другими гипотезами.
ПВЛ нам не даёт ответы на многие вопросы, по типу: почему взор славянских элит пал именно на варяг; и почему славяне не смогли выбрать никого из своего рода или племени. Намного позже, уже в XIX веке, когда была разработана Скандинавская гипотеза, ставившая Русь на один уровень с варяжскими народами, но отличая её от варяг, историками были выдвинуты предположения, что самая древнейшая летопись государства Российского может быть не точна.
Вторая гипотеза. Рюрик как восточный или балтийский славянин.
Сторонники антинорманизма придерживаются теории, что Рюрик, который привел за собой всю Русь, мог происходить из племён балтийских славян, полностью отрицая скандинавское влияние на жизнь восточных славян. Правда их гипотеза ломается перед скандинавскими сагими. Во-первых мы имеем, по крайней мере, несколько упоминаний о не ком Рёрике Фрисландском, в тех же скандинавских сагах, но об этом чуть позже. Во-вторых имя Рюрик не является славянским и берет свои корни из Скандинавии. Лингвист-скандинавист Е.М. Мельникова, доказала, что имя Рюрик было распространено преимущественно в Скандинавии.
В.Н. Татищев утверждал, основывая своё мнение на Иокимовской летописи, что Рюрик происходил от дочери легендарного старейшины славян Гостомысла и норманнского князя. Правда и на этот счёт нет объективного мнения, потому что допускается версия, что Татищев мог сфабриковать или даже самостоятельно, написать Иокимовскую летопись. И кроме как в этой летописи и трудах самого Татищева, Гостомысл больше не где не упоминается.
Как еще одного антинорманиста, можно вспомнить самого известного российского учёного М.В. Ломоносова. Он утверждал, что Рюрик происходил от полабских славян, которые как бы жили у р. Эльба, и имели династическую связь с князьями ильменских славян. Тем самым обуславливая его призвание на княжение.
Также стоит отметить, что расцвет антинорманских теорий, пришел в ту пору, когда историю стали использовать в политических и национальных целях
Гипотеза о Рёрике Фрисладском
Существует также гипотеза, что упомянутый несколько раз в Скандинавских сагах Рёрик Фрисландский, может быть Рюриком. Гипотеза основывается на том, что для поддержания угасающей торговли в своих владениях во Фрисландии, Рёрик оправился на восток по Балтийскому морю в поисках новых точках торговли. По пути он разграбил Волхву и Ладожские земли, осев на некоторое время в Рюриковом городище.
Спустя некоторое время, наладив товарооборот с восточной частью Балтики, он вернулся обратно в свои владения, а на Руси оставил своего родственника Олега со своим сыном Игорем. Гипотезу также можно подкрепить археологическими находками А.Н. Кирпичникова на Старой Ладоге. После исследования Ладоги, стало известно о возможных связях Руси и Дании.