Найти тему

Совриск. Понятно, что ничего не понятно

Музей невидимого искусства MONA в Нью-Йорке
Музей невидимого искусства MONA в Нью-Йорке

Ответьте честно.

Вы понимаете современное искусство? Оно вас нравится? Вы готовы тратить деньги на его покупку?

Уверена, что большинство ответит «нет».

Для многих совриск – что-то «на богатом» и «на модном». А ещё это что-то крайне шокирующее, эпатажное и совсем не эстетичное (а мы ведь по привычке ищем в искусстве красоту…).

Я соприкасаюсь с современным искусством каждый день. При этом самые близкие мои люди как раз из тех, кто не принимает совриск ни под каким соусом. Им импрессионистов подавай, Куинджи и Караваджо. А не вот это ваше все с претензией на актуальность.

Почему так происходит? Почему современное нас так пугает и отталкивает?

Выделила для себя несколько пунктов для ответа на этот вопрос. Делюсь

Пункт 1. Консерватизм – наше все

Да-да, мы ещё те консерваторы.

К нам, в отличие от Европы и США, совриск в том виде, в котором мы его знаем сейчас, пришел достаточно поздно. 70 лет советской истории не прошли даром и для сферы культуры: пока советские художники старательно выводили на холстах образ вождя и патриотические сцены, в США Джексон Поллок экспрессивно разбрызгивал краску по холсту.

Jackson Pollock. One: Number 31. 1950 © CHIP EAST/Reuters/Corbis
Jackson Pollock. One: Number 31. 1950 © CHIP EAST/Reuters/Corbis
Дмитрий Налбандян. Великая дружба. 1950
Дмитрий Налбандян. Великая дружба. 1950

«Другому» искусству не было места в СССР, художники андеграунда со своим новым видением искусства не вписывались в советскую картину мира. Конечно, существовал подпольный художественный мир со своими экспериментами и новым видением мира. Но это было искусство для избранных. А у широких масс альтернатив не было… Так прошло 70 лет нашей истории.

Пункт 2. «Что-то я тебя не узнаю»

При встрече с совриском не происходит «эффекта узнавания». Нам проще принимать вещи, которые мы можем узнать и определить понятными нам словами.

Описать картину Рафаэля посетитель, случайно забредший в залы итальянского возрождения, может. Разгадать символику – нет. А сделать, как это по-музейному называется, инвентарное описание – пожалуйста. Вот перед нами мужчина с длинными волосами в красной рубахе, черном жилете и кепе (Портрет Аньоло Дони. Рафаэль Санти, ок. 1506). На заднем фоне – голубое небо с облаками и какой-то привычный глазу пейзаж. А вот женщина в пышном платье с обнажёнными плечами и массивным украшением на шее (Портрет Маддалены Дони. Рафаэль Санти, ок. 1506). Все ж понятно! К тому же красиво, эстетично… Вот оно, искусство!

Посетители фотографируют портреты кисти Рафаэля Санти © Gianni Cipriano / The New York Times
Посетители фотографируют портреты кисти Рафаэля Санти © Gianni Cipriano / The New York Times

А вот с описанием работ Ивана Горшкова, одного из самых ярких на сегодняшний день представителей воронежской волны художников, – возникнут сложности...

Иван Горшков. Из серии Гиперпрыжок и муравьед. 2016
Иван Горшков. Из серии Гиперпрыжок и муравьед. 2016

Что уж говорить про "О чём молчит современное искусство?" другого модного сегодня художника Арсения Жиляева – голый микрофон стоит посреди зала. Ну и как это воспринимать?

Мы можем сказать: вот микрофон стоит в центре выставочного зала. Видимо, с ним нужно что-то делать, чтобы получить какой-то эффект. Но все это никак не коррелирует в нашей голове с понятиями об искусстве.

Мы привыкли все определять, а для совриска этот понятийный аппарат еще не отработан. Поэтому мы теряемся в мире инсталляций, видео-арта, скульптур из поролона и концептов.

Лайфхак❗️

Сходите на выставку современного искусства с детьми. Дети – это маленькие интеллектуальные монстры, головы которых еще не запудрены ненужной информацией. У них нет потребности что-то определять, они просто видят то, что видят, говорят то, что говорят и чувствуют то, что чувствуют. ММОМА каждый год делает проект PLAYMMOMA для самых маленьких и чуть-чуть постарше. Очень интересно наблюдать за тем, как дети разгадывают смыслы казалось бы «взрослых» произведений искусства.

© mmoma.ru
© mmoma.ru

Пункт 3. Ой, ну это, конечно, не твоего ума дело…

Снобизм мира современного искусства - зло. Речь больше идет про кураторов, которые делают выставки современного искусства, чем про художников. Иногда ловлю себя на мысли, стоя перед очередным кураторским текстом, который ну никак не ложится в голову, что чувствую себя очень глупой и как бы недостойной понять великую тайну совриска.

Это чувство отталкивает. Ты уже негативно настроен и заряжен на непонимание того продукта, который тебе поставляет куратор, галерея, музей. Ощущение, что там тебя уже при входе в зал, во вступительном тексте, облили ушатом брезгливости и снобизма и грубо указали на твое место в этом мире, о презренный маленький человечишка!

И вот после того, как на тебя обрушился шквальный ветер умных слов про медиумы искусства, дискурсы и рефлексию, про вечность, бесконечность и соотношение несоотносимого, ты заходишь в зал и видишь… чучело акулы в формальдегиде в большом стеклянном кубе (а это, между прочим Дэмьен Херст - не хухры-мухры). Я точно на выставку искусства попал? Или это филиал Дарвиновского музея? Там же вроде что-то умное говорилось при входе? И как это связано, эй ау, кто-нибудь может объяснить, что тут происходит? Но никто тебе объяснять ничего не собирается… не понимаешь, ну и иди отсюда. Вон кофейку попей в кафе на выходе, не твое это, понимать современное искусство…

Пункт 4. Почувствуй разницу: ремесло и искусство

Мы просто не очень понимаем, что такое искусство… В наших головах спутались понятия «ремесло», «мастеровитость», «искусство».

Давай честно. Художник в широком смысле слова это не тот, кто должен хорошо что-то делать руками: рисовать, лепить, чертить… Да, Микеланджело и Боттичелли – прекрасно владели кистями и красками, а Бернини – просто бог мрамора. И да, это все очень красиво…

Но искусство - не только про красоту и ремесленность. Оно развивается вместе с обществом, которое не стоит на месте. На смену «ручному» ремеслу приходят новые технологии и возможности. Джефф Кунс не притрагивается лично к своим скульптурам, за него все делают его помощники и производство. Они реализуют идею Кунса. Это не про ремесло отдельно взятого художника… На смену эстетике и красоте приходит какая-то жестокая правдивость. В конце концов: мир меняется, развивается, почему мы требуем от художников оставаться такими, какими они были века назад? Искусство должно быть актуальным. А мир сегодня, знаете ли, не конфетка…

Джефф Кунс
Джефф Кунс

И да, ваш пятилетний сын может нарисовать также… Но ❗️

Ребенок может нарисовать даже лучше, никто не спорит, но давай помнить о том, что «плохая» на твой взгляд, живопись – это не результат неумения автора, это результат его рефлексии. Он осознанно выбирает именно такой способ выразить свои мысли и чувства, а не потому что по-другому не умеет. Разнице быть!

Пункт 5. Лень – не двигатель

Почему мы отказывается понимать совриск? Обычная человеческая лень. Мы привыкли, что классические художники преподносят нам образ на блюдечке. Видишь женщина с ребенком – говори Дева Мария, видишь парня с отрубленной мужской головой в руке – говори Давид и Голиаф, не ошибешься. Видишь кляксу ярко-синего цвета на белом фоне – ээээ…

Ив Кляйн. Из серии «Антропометрия». 1960 © Кирилл Каллиников / РИА Новости
Ив Кляйн. Из серии «Антропометрия». 1960 © Кирилл Каллиников / РИА Новости

Современный художник не предлагает тебе готового решения. Он как бы говорит – подумай и почувствуй сам. Кубист не рисует реальную скрипку, он расчленяет ее и перемешивает получившиеся пазлы, предлагая тебе самому собрать картину по частям. А оно нам надо? Мы, яркие представители общества потребления, привыкли получать, что хотим быстро и просто (за деньги). И потреблять точно также быстро и просто… А это ваше «подумай, порефлексируй» - ну его…

Пункт 6. Вечный вопрос: где взять деньги?

Классовый и денежные вопросы вечны и точка. Пока кто-то работает на 3-х работах, чтобы прокормить семью и раз в месяц сходить всем вместе в кино, другой покупает банан, приклеенный к стене армированным скотчем за бешеные деньги.

В 2019 году на ярмарке ArtBasel концептуальную композицию Маурицио Каттелана, состоящую из банана и полоски армированного скотча, продали на аукционе за 120 тысяч долларов. © joyreactor.cc warhammer
В 2019 году на ярмарке ArtBasel концептуальную композицию Маурицио Каттелана, состоящую из банана и полоски армированного скотча, продали на аукционе за 120 тысяч долларов. © joyreactor.cc warhammer

И в тот момент, когда ты читаешь эту новость, в тебе вскипает праведный гнев… и конечно тебе абсолютно плевать, что провокация и насмешка – тоже может быть искусством, что можно купить не только физический объект, но и идею…И это нормально, будем честными. Меня, как человека обычного и приземленного, это тоже иногда возмущает.

Вот так. И все же есть одно очень значительное «но». Современное искусство можно полюбить!

Это не значит, что мы вдруг должны начать восхищаться Merda d'artista Пьеро Мандзони (просто погуглите, что это…) или кровяной головой Марка Куинна. Совриск невероятно многогранен и в этом его сила:

кто-то ищет визуальную эстетику – пожалуйста,

кто-то – сложную интеллектуальную работу – и это можно найти,

кого-то привлекают масштаб и размах,

а кого-то камерность и малые формы – современное искусство готово предложить массу вариантов.