Рене Клеман - один из самых известных послевоенных режиссеров Франции. Он начал снимать в 30-х, завоевал главные призы в Каннах и "Оскары" в 40-50-е. При этом Клемана отличало отсутствие ярко выраженного авторского почерка. Он легко менял жанры и стили, применял разнообразные техники съемок, не стремясь к "выражению творческой индивидуальности".
В 60-е Клеман снял три коммерчески успешных фильма в жанре криминального триллера. Все они отличались друг от друга, и все три стали классикой жанра: "На ярком солнце" (1960), "Хищники" (1964) и "Пассажир дождя" (1969). Клеман словно поддразнивал критиков - смотрите, можно не быть auteur (автором) и при этом делать отличное зрительское кино, виртуозно владея ремеслом и его различными выразительными средствами.
В "Хищниках" Клеман отдал дань стилистике фильма noir, с акцентами на изысканные визуальные решения и своеобразную атмосферу, где чаще всего отсутствуют традиционные положительные герои, мораль, система ценностей и happy end.
Лента Клемана символически начинается в Америке, где собственно жанр film noir выкристаллизовался и расцвел еще в 40-е годы. Авторитетный гангстер узнает, что жена изменила ему с французом! "Лягушатник", не будь дураком, сбежал в Европу, но в преступном мире такое оскорбление смывается исключительно кровью. Босс мафии знает где найти ловеласа и требует привезти ему голову обидчика. Буквально.
Найти француза не сложно. Марк Морель ведет красивый образ жизни. Его появление - эффектный кадр сверху. К люкс-отелю на Лазурном берегу подкатывает спортивная машина с оживленной компанией двух девушек и молодого человека. Морель (Ален Делон) прощается с попутчицами (авто принадлежит одной из представительниц явно состоятельной семьи), поигрывая теннисной ракеткой, проходит по роскошному лобби и поднимается в просторный номер.
Несколько кадров, пара-тройка выразительных деталей и легких штрихов - авторы лаконично обрисовывают характер Мореля. Спортивный обаятельный красавчик, соблазняющий богатых дам, что наслаждаются dolce vita в одном из самых дорогих мест Европы. Типичный плейбой из тех, кто не сам оплачивает счета. Что поделать - кто-то зарабатывает умом и талантом, кто-то упорным трудом, а кому-то бог дал внешность и харизму Алена Делона.
Позднее Морель обозначит свою профессию - "манипулятор". Он виртуозно манипулирует предметами - ловко жонглирует, тасует карты, отлично владеет ракеткой. Очевидно, что у Мореля есть и иное умение - манипулировать людьми. Эти навыки позволяют ему обольщать состоятельных женщин, которые не прочь материально поддержать приятного молодого человека.
Однако на этот раз в номере Hotel du Paris Мореля ждут очень серьезные плохие парни, на которых не действуют чары обаятельного повесы.
Для убедительности подогрев Мореля в горячей ванне и сделав записи для босса, "командировочные" решают убить приговоренного в тихом месте и отправляются на побережье.
Морель оказывается не только изнеженным плейбоем, но и отчаянным парнем, готовым бороться за жизнь. Сцена побега - отличная: Морель обезвреживает водителя, под градом пуль направляет машину со скалистого берега в море, выплывает и выбирается на шоссе. Снова едва спасается от гангстеров, прыгнув через железную дорогу за миг до проезда поезда. Добирается до города на попутке - и опять едва не оказывается пойманным в пробке на светофоре.
Создается впечатление, что мы увидим фильм-погоню, напряженную охоту на человека (т.н. manhunt) и образцовый саспенс в духе Хичкока, но авторы преподнесут нам сюрприз...
Грязный, оборванный, покрытый кровоточащими ссадинами, без гроша в кармане - куда может податься человек в такой ситуации? В церковный приют для бездомных.
Морель понимает, что рано или поздно гангстеры его найдут. Мудрый проницательный священник и так еле выпроводил незваных гостей, которые хотели осмотреть обитателей ночлежки.
И тут, вроде бы на счастье беглеца, появляются два "ангела-спасителя" - правда, одетые в черное. Красивая вдова и ее компаньонка, сообщает святой отец, щедро занимаются благотворительностью, посещают приюты и раздают дорогую вкусную еду бездомным.
Судьба, кажется, благоволит Морелю. Небритый, немытый, в драном костюме, он и в непрезентабельном виде привлекает женское внимание. Благотворительницы с ходу предлагают ему работу - жить в замке с видом на море, служить шофером и помощником по хозяйству, получать скромную, но приличную зарплату. Когда у тебя пустой карман и за тобой охотятся убийцы, что может быть лучше, чем оказаться в уединении с двумя красивыми женщинами?
О том, что замок может оказаться вовсе не спокойным убежищем, герой Делона пока не догадывается. Но зрителя не обманешь - ангелы в черном означают не только спасение, но и угрозу.
Вскоре Морель случайно подглядывает, как красавица-вдова вступает в диалог со своим отражением в зеркале. Странно, не права ли?
Морель не дурак - он быстро выясняет, что в замке что-то не чисто. Муж Барбары убит, а убийца сбежал и не был пойман.
А чуть позже в зеркале появляется образ мужчины. Что это? Безумная фантазия хозяйки готического поместья? Призрак умершего мужа? Или кто-то другой?
Здесь мы остановимся, поскольку "Хищники" - фильм, за развитием сюжета которого интересно наблюдать. Не будем преувеличивать: тут нет сенсационной фабулы в духе Агаты Кристи, "Восточного экспресса" или "Смерти на Ниле". И тем не менее просмотр "Хищников" - занятие увлекательное и ни на секунду не скучное.
Отвлекшись от фабулы, давайте рассмотрим другие компоненты успеха этого noir триллера.
Ален Делон. Кажется, что тут можно добавить? И тем не менее.
Рене Клеман оказался едва ли не первым режиссером, который почувствовал двойственность актёрского дара Делона. Вспомните его же "На ярком солнце". Исключительно приятный Том Рипли хладнокровно всаживает нож в грудь друга и превращается в изобретательного имитатора убитого им приятеля-плейбоя.
В "Хищниках" Клеман снова представляет Делона в двойственном персонаже: Морель одновременно хитроумный "манипулятор", который уверен, что "разберется" с парой симпатичных дамочек, - и возможная жертва чужой, ловко спланированной ловушки.
Морель думает, что он привычно соблазнит богатую вдовушку и, как водится, воспользуется преимуществами доминирования над слабой женщиной. Однако он не понимает, что в этой опасной игре он - вовсе не козырь, а, вполне возможно, самая что ни на есть разменная карта.
Еще один важный аспект "Хищников" - молодой Делон умеет вовсю иронизировать над собой. Образ Мореля - язвительная пародия на имидж Делона-сердцееда, иконы стиля. Делон не боится предстать смешным, нелепым, пародийным персонажем, жалким затравленным беглецом, а вовсе не мужчиной мечты из Монте-Карло.
Джейн Фонда. Дочь легенды Голливуда Генри Фонда, как и многие американские актеры, начинала карьеру в Европе. Персонаж якобы простодушной приживалки как нельзя более подходит актерской фактуре восходящей звезды.
С одной стороны, ангельская внешность, наивно приоткрытый ротик и большие невинные глаза. Казалось бы, воплощение доброжелательности и лучших, исключительно положительных намерений.
Но стоит изменить выражение лица, ракурс камеры и освещение, и миловидная девушка, кажется, таит в себе угрозу и совсем не ангельские планы. Кто тут хищник - еще большой вопрос.
Жаль, не раз приходилось читать, что Джейн Фонда с некоторым пренебрежением относилась к европейскому старту своей карьеры. На мой взгляд, работы вроде "Хищников" раскрыли ее потенциал не хуже, если не лучше, чем последующие "большие" голливудские роли.
Лола Олбрайт. Богатая вдова, владелица роскошного замка на Лазурном берегу. Красивая женщина явно с "двойным дном". Олбрайт идеально удалась роль типичной героини фильма noir - высокомерие и снобизм, любовь на грани жертвенности, инстинкт самосохранения, короче, сплошные противоречия со всеми роковыми последствиями.
Едва ли не главная "звезда" этой ленты - камера выдающегося оператора Анри Декаэ (или Декэ).
Фильмы noir всегда отличались изощренным визуальным стилем, игрой света и тени, всеми оттенками черного, белого и серого. В 1964-м цветное кино давно превалировало в мировом прокате. Более того, предыдущий супер-хит Клемана "На ярком солнце" был снят в превосходной яркой цветовой гамме.
Но если Клеман решил применить стилистику noir - то, само собой, воспеть классику могло только классическое черно-белое изображение.
Декаэ демонстрирует виртуозное владение камерой, как чисто техническое, так и художественное.
Скажу честно: делая скриншоты для публикации, я потратил раза в два больше времени, чем на просмотр самого фильма - так часто я любовался чуть ли не каждым кадром виртуоза-оператора.
Ему подвластны выразительные, чувственные крупные планы.
Он так же эффектно справляется с общими планами: многофигурные композиции, действие на нескольких планах, искусное освещение.
Декаэ может вообще передать всего лишь одним экспрессивным кадром непростые взаимоотношения персонажей.
Отдельная тема - использование зеркал и прочих отражающих поверхностей. В "Хищниках" это не демонстрация технического блеска, а важная смысловая часть визуального решения. В "Хищниках" все не те, кем на первый взгляд кажутся. И многочисленные отражения только подчеркивают двойственность, неоднозначность каждого персонажа.
Еще одна звезда "Хищников" - композитор Лало Шифрин. Глупо описывать музыку словами, но если вы один раз услышите невероятный джазовый саундтрек Шифрина, вы его никогда не забудете. И, кстати, скорее всего, вы уже слышали эту эффектную мелодию.
Если вдруг в принципе спросите, кто такой Лало Шифрин....ответ простой. Заглавная тема "Миссия: невыполнима" вам о чем-то говорит? Так вот - он ее автор. Еще какие-то вопросы?
Рекомендовать к просмотру "Хищников" ?
Однозначно, да - для тех, кому интересно французское кино. Однозначно - да, если вы ищете не самый очевидный выбор. Мне жаль, что "Хищники" оказались немного в тени других фильмов, когда этот французский noir-триллер более чем достоин вашего внимания.