Найти тему
2,8K подписчиков

"Молодая гвардия": читать или проходить?

807 прочитали

Начало здесь (жмите на ссылку).

Ну вот, не успела я написать что-то вроде «Хорошо бы вернуть «Молодую гвардию» Фадеева в школьную программу, но, скорее всего, этого не будет», – а министр образования взял под козырёк и сказал: вернём.

Впрочем, обещать не значит сделать…

И вообще я настроена пессимистично.

Первое и главное: насильно мил не будешь.

Возвращение сочинения «по литературе» (учителя поймут, почему я это слово взяла в кавычки) не вызвало всплеска интереса к чтению. Наоборот: я слышу от измученных подготовкой 11-классников: «Как же я ненавижу эту литературу!»

Точно так же настойчивое и показушное навязывание «патриотизма» (именно что в кавычках!) приведёт только к нигилизму и отвращению. Так уж устроена психология подростка и молодого человека.

Второе: можно ли воспитать патриотизм чтением одного-единственного произведения? И даже двух, трёх, четырёх?

На воспитание любви к своему Отечеству работает очень и очень многое. Это и семья – а в школе сейчас учатся дети тех, чьё становление пришлось, увы, на 90-е и начало 2000-х. Помнится, одна очень хорошая девочка спросила меня тогда: «А какая патриотическая идея в романе «Война и мир»?» Я стала объяснять: «Ну, там весь народ, без различия сословий поднялся на борьбу с врагом: дворяне, купцы крестьяне… Вот смотри: у нас сейчас общество разделено. Но если на нас враг нападёт, мы же объединимся?» Девочка с удивлением посмотрела на меня и сказала: «Разве?»

Конечно, патриотизм должна воспитывать школа. И не только на уроках литературы. Но нынешние учителя тоже продукт современной эпохи! Приходилось мне видеть учителей, называвших георгиевскую ленту «колорадской» – и именно тогда, когда за ношение этой ленты людей в соседней стране уже избивали и могли убить. Видела и тех учителей, кто накануне Дня Победы закатывал глаза: «О господи, завтра тащиться на этот «Бессмертный полк»!» Знаю я и учителей, которые при анализе литературы советского периода следуют издевательским измышлениям всяких Дмитриев Быковых. Ну и что они скажут своим ученикам о Молодой гвардии?

И, наконец, патриотизм формируется всей информационной средой, в которой живёт подросток. Про телевизор молчу: молодёжь его не смотрит. Так называемое "патриотическое" кино подсовывает весьма сомнительные идеи: о победе "вопреки" Советской власти, о "закидали трупами", о "только с божьей помощью"... Остаётся интернет. А вы уверены, что любимые блогеры не внушат школьнику прямо противоположные мысли? И в лучшем случае у молодого человека останется недоумение: а чего эти юноши и девушки не хотели из своего Краснодона ехать работать в Германию? Да ещё и другим не позволили, сожгли биржу с документами?

Что это они так рисковали ради того, чтобы красные флаги на 7 ноября вывесить?

Что им вообще «эта страна» (извините) дала, если жили юные герои в каких-то хибарах и развалюхах, половина населения сидела в лагерях, а хозяйственный крестьянин Игнат Фомин вынужден был скрываться от властей?

А как объяснить современным школьникам такие, например, слова из романа:

«Чкалов! Он такой же простой человек, как и ты, но имя его гремит на весь мир, как вызов. Перелёт через Северный полюс в Америку – мечта человечества! Чкалов! Громов! А папанинцы на льдине!

По всей советской земле и в самом Краснодоне немало людей простых, как и ты, но отмеченных подвигами и славой, – такими, о каких раньше не писали в книгах. В Донбассе, и не только в Донбассе, каждый человек знает имена Никиты Изотова, Стаханова. Любой пионер может сказать, кто такая Паша Ангелина, и кто Кривонос, и кто Макар Мазай. И все люди относятся к ним с уважением».

Хотя знаете что? А я бы нарочно не стала объяснять. Сказала бы: а вы сами подумайте. Разберитесь.

Кстати, сравните две обложки романа.

Советское издание:

Начало здесь (жмите на ссылку).

И современное:

Начало здесь (жмите на ссылку).-2

Все поняли разницу?

А теперь третье: читать-то всё равно не будут!

Нет, я знаю, что есть сегодня и читающие дети и подростки. Но их очень мало, очень! Есть просто добросовестные ученики, которые прочтут всё, что зададут в школе, – но прочтут чисто механически. Содержание книги не затронет их сердца и ума. Чтение для них не потребность и уж тем более не радость – чтение для них тяжёлый труд. Основная же масса учащихся с горем пополам, чисто обзорно, на слух, в кратком изложении и в пересказе учителя, литературу «проходит». В основном – мимо…

Так что же? Не включать «Молодую гвардию» в школьную программу?

Конечно, я за то, чтобы всё новые и новые поколения читали отличную книгу, которую я сама очень люблю.

Вот только нам, взрослым дядям и тётям, надо очень постараться, чтобы от этого был толк.

Чтобы не услышала я однажды: «О господи, как я ненавижу!...»