Я сперва покажу, а потом начну рассуждать.
Ни названия, ни даты создания картины я найти не смог. Художник, Гребенков, Михаил Николаевич, жил в 1922-1995 гг.
С похожей точки зрения сделана такая картина:
С похожего места – такое:
Современное фото есть с приблизительно того же места:
Отовсюду не видно Спасской башни. Чуть правее Колокольни Ивана Великого видна на фото Троицкая башня. От Беклемишевской (она круглая) до Спасской три маленькие: Константино-Еленинская, Набатная и Царская. Неужели у Гребенкова именно они и видны? Причём Константино-Еленинская – еле-еле. Как бы туман её прикрыл. Но почему дальше оборвано. – Специально, чтоб не нарисовать Спасскую? Символ государства**… У живописцев и гравёров тоже нестыковки с действительностью. В гравюре 1889 года нет Большого Кремлёвского дворца, какой есть в 1873-м у Саврасова. Но только у Гребенкова так намерено пусто место, где должна была быть Спасская башня. (На фотографии она, наверно, за деревьями.)
Не в том ли разгадка, как я наткнулся на этого Гребенкова.
Солженицын противопоставлял Советскому Союзу Россию. Мне захотелось узнать, как у него было с религией.
Так вот духовник Солженицына, когда тот вернулся в Россию, говорит:
«Я здесь Промысл Божий вижу в том, что у меня в жизни был ещё человек, чем-то очень похожий на Александра Исаевича, — мой учитель Михаил Николаевич Гребенков — тоже человек творческого труда, перенесший войну — фронтовик и художник. От Гребенкова, ещё до встречи с Александром Исаевичем, я узнавал много страшных фактов о войне, о человеческих взаимоотношениях того времени, вовсе не героических, не таких, о которых писали в советских газетах и книгах.
И при общении с Александром Исаевичем я вспоминал Михаила Николаевича — это люди одного духа» (https://rusk.ru/st.php?idar=82753).
Я полез искать картины этого Гребенкова, и Кремль моё внимание остановил – очень уж густой туман накрыл Москву. Справа вверху и чуть ли не до середины есть нечто, похожее на блик от осветительной лампы при фотографировании репродукции. А может, это солнце, так и не сумевшее пробиться сквозь мряку, опустившуюся на страну, от страшного государства, которое при смене столицы Спасскую башню избравшего своим символом. «Глаза мои его б не видели», - как бы сказал себе Гребенков и… не изобразил Спасскую башню вообще.
Я было думал, что отсутствие флага над куполом Большого Кремлёвского дворца тоже что-то значит. Но, оказалось, нет:
«…на которой установлен флагшток. Во время заседаний Верховного Совета СССР или РСФСР на нем поднимают государственные флаги СССР или РСФСР» (https://kreml-msk.ru/kreml-dvorec.html).
Зато значит цвет – свинцовая вода, свинцовая вся картина, свинцовая жизнь в СССР*.
24 января 2023 г.
*- А может, Спасской башни не видно потому же, почему её не видно на других репродукциях с той же точки зрения? И нет политического подтекста…
- По другим вещам видно, что есть.
«…сформировать собственную манеру живописи в период господства социалистического реализма и особенно в 1950-е годы было не просто, а если быть точнее, то и небезопасно. М.А. Чегодаева описывала происходящее следующим образом: «Вторым качеством, которым ни в коей мере не должен был обладать "социалистический реализм", была оригинальная опять-таки своя, индивидуальная форма – узнаваемая, лично художнику принадлежащая, им самим "добытая" живописная или графическая манера. Условность и экспрессия, декоративность, фантазия и живое "настроение", живописность фактуры и мазка, артистизм линии –все это было загнано в один "воронок", задвинуто одной решеткой, припечатано одним клеймом "формализм"». В результате сложившейся ситуации не многие художники ставили перед собой формальные задачи, однако в период десталинизации (середина 1950-х –середина 1960-х годов) началась частичная демократизация общественной жизни в СССР, называемая «оттепелью», заметно ослабела цензура в области искусства, и условия для живописных поисков стали более благоприятными.
…переход… от «пластического» видения… к «живописному» видению, где художника начал интересовать зрительный, а не осязательный образ. Практическое различие проявилось в трансформации «скульптурного» объема в «живописное» плоское цветовое пятно без ущерба для предметной реальност» (https://академия-строганова.рф/uploads/catalogfiles/482_popov_text_dissertacia.pdf).
Левее центра, похоже, университет на Ленинских (Ворбьёвых) горах. Окончание его строительства было в 1953-м.
Это как бы страстный протест против заорганизованности в тоталитраном государстве.
Почти нигде нет ни назвааний и совсем нет дат. А где есть (в одной), становится ясно, что ему не надо было разрешения хрущёвской оттепели, чтоб возродить через треть века ««живописное» плоское цветовое пятно».
Другое дело, что до 60-х годов не было ядерного паритета, и объективно и нельзя было отказываться от тоталитаризма. Но такой прозорливостью Гребенков не обладал. Он просто хотел возврата к старому.
26.01.2023.
**- Просто круглая башня не Беклемишевская, а Водовзводная. И Колокольня Ивана Великого заслонила собой Спасскую башню.
- Ваша правда. Но это не мешает идее устранить символ советской государственности из виду.
25.02.2023.