Фильм Яна Фрида 1989 года был одной из последних ярких вспышек советского костюмного, историко-приключенческого кино. Тогда в детские годы (наверное, я смотрел его в год премьеры, мне было 9 лет), мы были от него в восторге – именно этого ждали от Михаила Боярского, не Д’Артаньян, но все же. А вот более поздний «Тартюф» вызвал скорее недоумение, все ждали опять нового Д’Артаньяна или де Базана, на худой конец – де Брильи, но увидели какого-то невнятного мошенника.
В «Доне Сезаре де Базане» были еще великолепная Анна Самохина и Юрий Богатырев в своей последней роли – короля Карла II. И по истечении более чем 30 лет, я считаю это наилучшим воплощением короля-Габсбурга, невзирая на сильную не историчность в данном конкретном случае: любовная интрига с «какой-то Маританой» - абсолютно дохлый номер. И фигурально, и, скорее всего буквально. Да вы с ума сошли, дон Хосе, как вы это себе представляете, разве нашего короля когда-нибудь интересовали женщины, кроме его давно покойной первой супруги? Но здесь все претензии не к Яну Фриду и Юрию Богатыреву, а к литературным первоисточникам.
И вот как раз о них. Откуда он вообще взялся, дон Сезар, граф де Гарофа? Этого персонажа создал Виктор Гюго в 1838 году, для своей романтической трагедии «Рюи Блаз». И персонаж этот далеко не главный, а так, «на подхвате». Некий важный гранд Саллюстий де Базан, решил отомстить ненавидимой им королеве Испании Марии-Анне и опорочить ее перед мужем – Карлосом II. Для этого он подговаривает своего кузена дона Сезара де Базана – обнищавшего, но благородного дворянина, ведущего слегка разбойный образ жизни, завести интрижку с королевой. Дон Сезар с негодованием отказывается, Саллюстий упекает его в заключение и на этом роль персонажа пока до финала заканчивается.
Главный же герой здесь – камердинер Рюи Блаз, похожий внешне на дона Сезара. Саллюстий манипулирует им, выдает за кузена и таким образом, подбирается к королеве, в которую беззаветно влюблен несчастный камердинер. В финале эта слегка запутанная история заканчивается самоубийством благородного героя ради своей возлюбленной королевы. Дон Сезар болтается где-то на заднем плане.
Французский актер Фредерик Лемэтр (1800-1876) игравший главную роль в первых постановках пьесы, весьма заинтересовался побочным персонажем – собственно, доном Сезаром и желал большего его раскрытия. По его просьбе, в 1844 году, уже другие драматурги – Филипп Дюмануар и Адольф Д‘Эннери пишут новую пьесу, которая так и называется – «Дон Сезар де Базан». Несчастно камердинера нещадно убрали, дана Сезара сделали главным героем и изменили вектор интриги, для этого и потребовалось ввести в сюжет красавицу Маритану.
Главный злодей, дон Хосе, обуреваемый любовью к прекрасной королеве, намерен поссорить её с королем. План так себе – король знакомится с Маританой (ставшей женой дона Сезара), пылает к ней чувствами, а дон Хосе планирует показать королеве неверность короля. Хм, за такие фокусы, в старые добрые времена и колесовать могли, с последующим удалением всех лишних выступающих частей организма, причем, головы лишали в последнюю очередь. Но здесь дона Хосе милосердно приканчивают шпагой.
У нас, в СССР широкую популярность получил именно этот классический вариант – и благодаря телеспектаклю 1957 года, и, наконец, телефильму 1989-го. А вот первая версия не слишком известна, в частности, из-за того, что фильм 1971 года «Мания величия» с Луи де Фюнесом в роли дона Саллюстия и Ива Монтана, как камердинера Рюи Блаза, в советский прокат, насколько я понимаю, не пошел.
Жаль. Здесь оригинальная история Виктора Гюго раскрывается в комедийном ключе (уж коли у нас здесь Луи де Фюнес), Рюи Блаз остается в финале жив, хотя явно не прочь был выпить яда.
Что же касается финала нашего фильма с Михаилом Боярским, то меня всегда огорчало, что дон Сезар, обретя любовь с Маританой, предпочел остаться бродягой, вместо того чтобы получить награду от короля.
P.S. Дорогие читатели-подписчики и не менее дорогие, просто читатели. Огромная просьба – поставить лайк публикации, если она вам приглянулась.